Роболаборатория на МКС? Лазерная зарядка для беспилотников? Нейросеть, которая умеет работать с депрессией? Это реальные проекты школьников, представленные на программе «Большие вызовы» в сочинском «Сириусе». Юные «кулибины» в течение месяца создавали передовые инженерные и научные разработки по заказу ведущих российских предприятий. И, без преувеличения, что ни проект — то «изюминка».
Космос ждет
Знаете ли вы, сколько стоит час работы космонавта на орбите? Примерно 2 миллиона рублей. А доставка 1 кг груза на МКС? Примерно 1 миллион. Естественно, любой эксперимент на станции — это очень и очень дорого. Можно ли дешевле? Вполне — уверены школьники. В партнерстве с РКК «Энергия» они предлагают свое решение — «космолаб». Разрабатываемый аппаратно-программный комплекс для проведения космических исследований напоминает прозрачный квадратный бокс размером с табуретку. Внутри — самая технологичная «начинка», куча датчиков и систем.
— Главный плюс в том, что все делает робот. А управлять им можно дистанционно в режиме реального времени — прямо с Земли, — рассказывает 10-классник из Якутии Никита Гуреев. — Космонавту остается только загрузить в наш бокс подготовленную «кассету» с необходимыми материалами. Например, почвой и семенами растений. Все остальное умная космолаборатория сделает сама: создаст идеальные условия для проращивания семян, измерит все показатели.
2 миллиона рублей примерно стоит час работы космонавта на МКС
Никита уверен: проект пойдет «на ура» среди научных институтов и лабораторий, частных компаний, которым нужны дешевые и быстрые эксперименты в невесомости. Ребята посчитали — их технология удешевит процесс раз в пять. И мечтают, что их «космолаб» отправится на МКС вместе с новым модулем «Наука».
Разговоры с нейросетью
Некоторые разработки школьников уже вышли на просторы интернета. Как, скажем, новая функция для виртуального помощника «Яндекса» — Алисы: теперь она умеет «ловить» признаки депрессии, собирать и анализировать психологическую информацию.
— По прогнозам ученых, к 2030 году депрессия станет одним из самых распространенных заболеваний на Земле, — говорит старшеклассник Петр Баланкин из Сочи. — Мы создали совершенно новый инструмент сбора данных о ней. Если раньше специалисты профильного института Российской академии образования анкетировали на предпосылки к депрессии примерно тысячу человек за полгода, то теперь такое же количество информации можно получить всего за 7 дней.
Все дело в умном алгоритме и игровом сюжете. Это может быть встреча с «таинственным незнакомцем», беседа с «Чеширским котом», или, к примеру, «прогулка по таинственному лесу». По ходу ролевой игры виртуальный собеседник интересуется: как человек спит, работает, интересная ли у него жизнь… А в конце можно узнать результат: «депрессия вам не грозит» или получить совет — обратиться к специалисту.
Над проектом работали восемь школьников из разных городов России: будущие программисты, специалисты по статистике, психологии, нейрофизиологии. И для них это не просто развлечение — первые шаги в науке.
— Разработка школьников оказалась настолько успешной, что без дополнительного продвижения с нашей стороны вошла в топ навыков Алисы. Притом, что среднее время прохождения сюжета — около 10 минут, ребятам удалось добиться очень хорошей конверсии: почти 40% людей ответили на все вопросы, прошли сюжет до конца и узнали свой результат, — рассказала маркетолог «Яндекса».Диалогов Елена Першина. — Мы будем рады видеть этих ребят на стажировке, когда они станут студентами.
Крылом в лазер
Нашли, чем удивить, и разработчики беспилотников: ребята создают систему беспроводной лазерной зарядки для автоматических летательных аппаратов. Пока лучший результат подобной технологии — дрон продержался в воздухе двое суток, «подпитываясь» лазерным лучом с земли. Побить рекорд? Почему бы и нет.
— Мы разработали систему наведения для лазера, которая позволит сократить потери энергии при беспроводной «зарядке». Все для того, чтобы снять беспилотники с энергетической «привязи», — уверяют школьники. — Где нужны такие аппараты дальнего действия? Да везде. При мониторинге состояния газопроводов и железных дорог, для охраны территорий, аэрофотосъемки…
Еще одна команда предложила новый принцип управления беспилотным аэротакси. Школьники создали центр управления полетом и алгоритм, которые позволяют дронам, не пересекаясь, безопасно летать по заданным маршрутам.
Из школы — в карьеру
По заказу НПО «Энергомаш» школьники искали способ оптимизировать работу турбины ракетного двигателя. А точнее — повысить КПД, удешевить производство. В команде — инженер-расчетчик, конструктор, технолог, испытатель. Им нет еще и восемнадцати, но ребята серьезно нацелены на работу именно в космической отрасли. Первые прототипы они уже сделали на 3D-принтере и даже испытали.
— Наша цель очень простая — найти «будущего Глушко» (В.П. Глушко — инженер и ученый, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. — Прим. «РГ»), — рассказал генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов. — Все отрасли техники сегодня нуждаются в инициативной молодежи. Нужны ребята, у которых горят глаза, которые хотят что-то создать для полетов в космос, для будущего.
Роболаборатория на МКС? Лазерная зарядка для беспилотников? Нейросеть, которая работает с депрессией? Это реальные проекты школьников в сочинском «Сириусе»
Талантливых школьников «Энергомаш» готов взять в свою программу развития: для каждого разрабатывается индивидуальная образовательная траектория. Заключается договор с родителями, идет профориентационная работа. С самыми мотивированными подписываются договоры о целевом обучении в МГТУ им. Баумана, МАИ и других ведущих вузах. Ну, а потом — их ждут на предприятии.
От первого лица
Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус»:
— Большая часть представленных проектов уже адаптирована и протестирована, а сами школьники приглашены для дальнейшей реализации разработок в регионы России, где представлены наши партнеры. А те, в свою очередь, получили представление о том, что готовить кадры можно и нужно со школьной скамьи, ставя перед ними совершенно недетские задачи.
Все больше элементов поддержки одаренных школьников складываются в единую национальную систему. Все эксперты, как со стороны научного сообщества, так и со стороны бизнес-партнеров, едины в том, что конкурс обладает высокой степенью экспертизы. Мы будет ходатайствовать перед министерствами о том, чтобы присвоить «Большим вызовам» высшую степень экспертной значимости. А это значит, что ребята, которые вышли в финал — десятиклассники, — могут через год, приняв наши рекомендации, поступить в вузы по приоритетным направлениям подготовки и претендовать на разные формы государственной поддержки. В первую очередь на президентские гранты.