Напряженная интеллектуальная деятельность может привести к слиянию восприятия от нескольких органов чувств. Ученые называют это синестезией. Почему синестетиков все больше?
Единое восприятие
В 1905 году русский биофизик, академик Петр Лазарев начал изучать механизмы восприятия человеком внешнего мира. Написал об этом статью «О взаимном влиянии органов зрения и слуха», издал несколько книг.»Он показал, что синестезия, когда сливаются две рецепторные системы, — это не блеф, а реальный факт. И интуитивно выдвинул постулат, что такое объединение возможно, это естественный физиологический процесс», — рассказал Генрих Иваницкий на конференции «Гиппокамп и память: норма и патология», состоявшейся в июне в Институте теоретической и экспериментальной биофизики РАН.Несмотря на большие заслуги, в 1937-м академика Лазарева обвинили в лженауке, травили в прессе. Однако исследования в этом направлении продолжились.
Чувства помогают памяти
В 1968 году советский нейропсихолог Александр Лурия опубликовал брошюру «Маленькая книжка о большой памяти». В частности, он там описал феноменальные способности репортера, а впоследствии профессионального мнемониста Соломона Шерешевского.Молодого человека отправил на прием к психологу его руководитель, редактор. Выяснилось, что у памяти Шерешевского нет «ясных границ». Он воспроизводил заученные ряды слов спустя многие годы.У него выявили чрезвычайно развитую синестезию — слияние информации от двух органов чувств. Звуки музыки, голоса окрашивались в его сознании различными цветами. Всего Шерешевский обладал несколькими синестезиями, где комбинировались потоки от пяти органов чувств.Наблюдения за ним позволили Лурии сделать вывод: синестезии способствуют хорошему удержанию информации в памяти.»Для чего нужна синестезия? Она уничтожает неопределенность», — полагает Генрих Иваницкий.Он приводит результаты эксперимента, поставленного в его лаборатории. Из шести фрагментов требовалось собрать две целые фигуры: квадрат и прямоугольник. Все справлялись с этой задачей в считаные минуты, не замечая, что было много вариантов сборки. Покраска фигур разным цветом многозначность не устраняла. И только добавка еще одного признака — рисунка змеи — позволяла решать задачу правильно.
По мнению профессора, каждый новый признак облегчает запоминание. На этом основаны мнемонические техники. Это объясняет также, почему у синестетиков хорошая память.
Творчество и синестезия
В наши дни синестезия — в центре внимания ученых. Например, нейропсихолог Вильянур Рамачандран в книге «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» описывает восприятие пациента-синестетика. Вокруг лица каждого человека он видел цветной ореол. Алкоголь усиливал ощущения: цвет становился интенсивнее и распространялся по всему лицу.У этого пациента диагностировали синдром Аспергера, особую форму аутизма, которая затрудняет общение. Он не мог интуитивно считывать эмоции, ему приходилось делать о них выводы, исходя из контекста. При этом у каждой эмоции был свой цвет.О том, как возникает синестезия, нет единого мнения. Это может передаваться по наследству или возникнуть в результате приспособления организма к изменениям окружающей среды.По одной из гипотез, синестезия развивается, когда ребенок знакомится с абстрактными понятиями: буквами, цифрами.»После того как полиграфия начала выпускать цветные буквари, число синестетиков увеличилось. Буква А — арбуз. Ее красят в красный цвет. Б — банан, красят в желтый. Тот, кто генетически предрасположен к слиянию рецепторных систем, раскрашивает буквы и в своей голове. Постепенно это становится постоянным признаком. Причем человек не отдает себе в этом отчета», — говорит Генрих Иваницкий.Недаром самые распространенные виды синестезии — графемно-цветная и цифро-цветная.»Раньше среди людей насчитывали два процента синестетиков, сейчас — двенадцать. Непонятно, за счет того, что усовершенствовались методы их распознавания, или действительно таких людей становится больше», — рассуждает профессор.В статье, опубликованной в свежем номере журнала «Успехи физических наук», он высказывает предположение о том, что интеллектуальный труд, творчество способствуют росту числа синестетиков.Работа художника, писателя, композитора, ученого требует ассоциативного мышления, основанного на переборе множества связей между кластерами нейронов. Если система торможения в мозге недостаточна, может произойти объединение информационных потоков.»У многих творческих людей при напряженной умственной работе рецепторные восприятия сливаются, что создает в виртуальной модели мозга яркий мир новых образов», — заключает он.