Share Tweet Share Share Email CommentsНа Севере России существовала легенда о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — сёмга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии жемчужина.Ловец жемчуга. 1887 г. Автор Я.И. ЛейцингерЛучший русский жемчуг назывался скатным, то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который на блюдечке не стоит на месте — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.Опытные ловцы жемчуга по внешнему виду раковины могли определить не только размеры и форму жемчуга, но даже его цвет — белый, розовый, синеватый или черный. Особенно ценились крупные белые жемчужины, а самыми дешевыми считался мелкозернистый синеватый жемчуг неправильной формы.Добыча жемчуга. Вскрытие раковин. 1894 г. Автор И.К. ИнхаНа Севере этим промыслом занимались исключительно мужчины.Ловлей жемчуга занимались в течении всего лета – с конца мая и до начала сентября. Именно в это время вода в реках убывает .Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку?Для этого ловцы использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — водогляд. Он представлял собой полую берестяную трубу бурак (около 15 см в диаметре и почти метр в длину), которую промышленник сквозь отверстие в плоту опускал одним концом под воду, а к другому (верхнему) концу плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.Добыча жемчуга. Поиск раковин. 1894 г. Автор И.К. ИнхаПрисмотрев подходящую раковину брали шест с раздвоенным концом прижимали её ко дну и вскрывали .Добытый жемчуг клали в рот на два часа – замаривали. Потом – в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым…Крупные и круглые ценились высоко,они назывались зерно. За зерно можно было и 5 рублей взять. Для сравнения , корова стоила 10 рублей. Кокошники, вышитые жемчугом так и оценивались- в 3 коровы, в 4 коровы… Ну а мелкие или неровные шли на вес . Их отдавали в монастыри, расшивать киоты.Наряд крестьянки из олонецкой губ.. [Российская Империя] Прокудин-Горский. 1909Жемчужная была страна Россия-150 северных рек славились своим жемчугом. Волга до Симбирска, Селигер и Ильмень – озеро. На Онеге можно было найти не только белый, но и черный жемчуг. Вот и ходили за жемчугом, как за рыбой. Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте, а вывоз русского жемчуга за границу, например в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).И вышивали жемчугом почти все: от кокошников и платков до сапог. И хватало и на экспорт, и на кокошники и в казну отдавать, как велел Петр |. Именно по его приказу самые крупные жемчужины сразу становились собственностью царя.А в начале 20 века жемчуг кончился… Сразу и почти везде.Жемчужницы есть, а жемчуга в них нет.Стали сплавлять лес, построили ГЭС, реки загрязнились, лососи перестали подниматься на нерест, жемчуга не стало…Экспонат из Музея Сословий, коллекция Ильи Глазунова. Девичий головной убор венец/коруна Олонецкая губ., Петрозаводский уезд. Конец XVIII векаМатериал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье.Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.Кокошник-19 в. Олонецкая губ.Каргопольский уездЖенский головной убор – кокошник.Середина XIX в. Каргопольский уезд. Олонецкая губерния.Золотный галун, мелкий речной жемчуг, перламутровые плашки, рубленый перламутр.Своеобразной формы головной убор, с выступающим надо лбом рогом, с ушками и плоским верхом. Бытовал только в Олонецкой губернии. Обильно украшался жемчугом (в этих краях была широко развита добыча жемчуга).В орнаменте головного убора прослеживаются архаичные элементы: так, в золотом узоре на ушках легко прочитываются формы височных лопастных колец, бытовавшие у славян-вятичей; иногда здесь вышивал! инициалы владельца.Примечателен этот головной убор своей поднизью из нескольких рядов жемчужного низанья, выступающей надо лбом. Создавалось впечатление изобильного богатства жемчуга в уборе. Но здесь присутствовал свой секрет: только первый к зрителю ряд был вынизан из жемчуга, иногда вперемешку с колотым перламутром, а под вторым или третьим рядом низания, непосредственно колбу примыкал валик – подушечка, который зрительно увеличивал объем драгоценного жемчуга.Кокошник-Олонец-Кокошник с жемчугом и перламутровыми плашками. Перламутровые плашки изготавливались из раковинНакосник с жемчугомНижегородская губМузей Невская застава. Выставка великорусских девичьих, бабьих и женских головных уборов XIX–XX вв. из частной коллекции Павла Ивановича КутенковаКокошник. Музей Прикладных ИскусствКокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный МузейКокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный МузеКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИКокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШЭкспозиция музея декоративно-прикладного искусства . Девичий головной уборФото из Павловопосадского музеяФото из Павловопосадского музеяФото из Павловопосадского музеяВыставка Народный костюм Вологодской области (Вологда, Областной научно-методический центр культуры, 2002 г.)Художник Константин Егорович МаковскийШейное украшениеШейное украшение
Шейное украшениеШейное украшениеШейное украшениеЯрославльЯрославльКокошник Шишак из коллекции Ильи и Юлии Глазуновых .Головной убор замужней женщиныКокошник Шишак .Головной убор замужней женщиныСтаринный девичий головной уборРусские девушки Заонежья в корунах. Из книги Русская свадьба ЗаонежьяФрагмент девичьего головного убора. Архангельская губ, Архангельский уезд. д. НёноксаДевичий головной убор Повязка жемчугом. Архангельская губ, Архангельский уезд. д. НёноксаСерьги, АрхангельскСерьги, АрхангельскСерьги, Бабочки АрхангельскЖенский головной убор Олонецкая губ. Каргополь. Серьги, АрхангельскОлонецкая губ. Каргополь. Серьги, АрхангельскГоловные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-Лорана совместно с Российским Этнографическим музеем на выставке, посвящённая русскому традиционному костюму XVIII-XIX вв.Головные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-ЛоранаГоловные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-ЛоранаПраздничный женский головной убор – кокошник типа сборник. Начало XIX в. Архангельская губернияПряденые золото-серебряные нити, бить, рубленый перламутр, граненые стекла, жемчуг, золоченая фольгаВерхняя часть кокошника сплошь зашита золотными нитями. Спереди уложена веерообразными склад ками. Очелье украшено узором из крупных стилизованных цветов – тюльпанов, низанных жемчугом, перламутровыми плашками, гране ными стеклами в металлических гнездах, поднизь ажурная, вынизана округлыми зубцами речным.Бытовал в селениях по реке Мезени.Кокошник. Последняя треть XVIII в. Костромская губерния. Выставка Женский народный костюм в России XVIII – XX веков. Русский музей. Март 2014. СПб.Составные части женского головного убора поморок: шелковая муаровая косынка, повойники, головное украшение пероРаковина моллюска жемчужницы – источник жемчуга в реках Севера. Выставка От моря дышим. Традиционная культура Поморского берега Белого моря (Музей Кижи и Беломорский районный музей Беломорские петроглифы) 2016 г.Коруна, поднизь. Бант репсовый. К. XIX в., Г. Пудож. Олонецкая губернияМузей изобразительных искусств Республики Карелия. Постоянная экспозиция. Раздел, посвященный декоративно-прикладному искусству народов Карелии.г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX векаЦентральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивкаФото не опознано, из открытого источника в интернете.ГИМ Фоторепортаж Анны Бескровной