Модная евгеника

Настоящим мейнстримом начала XX века в просвещенных европейских странах, в том числе и в России, стали идеология неминуемой деградации человечества. Спасать положение должно было новое научное направление – евгеника. Основываясь на эволюционном учении Дарвина и только что зародившейся генетики, адепты нового научного течения предлагали создать особые условия для размножения элиты общества. К таким относили государственных деятелей, ученых, творческую интеллигенцию, военную элиту, а иногда просто здоровых и сильных людей. Основателем евгеники считается британец Френсис Гальтон, идеи которого относительно улучшения человеческой расы до сих пор считаются научным фундаментом фашизма и нацизма. Многих ученых и мыслителей раздражала идеология евгеники, которая, собственно, предлагала перенести методы селекции домашних животных и культурных растений на человека. Возникали два закономерных вопроса: кто будет выявлять «полноценных» для общественного генофонда людей и что делать с теми, кого выбраковывали? Но, несмотря на это, евгенические общества в начале прошлого века росли по всей Европе как грибы. К примеру, в Англии появилось сразу три общества, исследующие проблемы евгеники: «Менделевская школа», «Биометрическая школа» при Лондонском университете и «Общество евгеников-практиков». Со временем появились и практические наработки, получившие общее название расовой гигиены. Сейчас такое словосочетание вызывает отвращение и ассоциации с гитлеровской Германией, а в начале прошлого века это был пик научного прогресса.

Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски

 

Френсис Гальтон

Справедливости ради стоить отметить, что и в России, а позже в СССР, существовала собственная школа евгеники. Лидером был талантливый биолог Николай Кольцов, под руководством которого выпускался «Русский евгенический журнал». Но заметного влияния на общественную жизнь отечественные евгеники не оказали, и в 1929 году «Русское евгеническое общество» распалось.

А вот в Европе деятельность селекционеров человеческой породы набирали обороты. Одними из первых «рекомендации» по расовой гигиене предложили англичане. В соответствии с ними предлагалось «неполноценных» или дефективных устранять от размножения либо отделением мужчин от женщин в гетто, либо путем стерилизации. Также предлагалось ограничить размер семьи у категории менее пригодных к размножению, то есть тех, кто самостоятельно, без помощи государства, не сможет содержать детей. И наоборот, все ценные для нации люди должны как можно скорее создавать союзы и плодиться. Цитирую:

«Первой обязанностью всякой здоровой супружеской пары является дать потомство, достаточно многочисленное для того, чтобы противодействовать ухудшению расы».

Были в программе английских евгеников и призывы к контролю зачатий, а также абортам для тех, кто по разным причинам не должен слишком быстро размножаться. Предлагали проводить со школьной скамьи пропаганду выбора в будущем здорового и интеллигентного супруга. На каждого жителя также планировалось введение спецпаспорта, в котором прописывалась родословная и наследственные заболевания. В тем времена еще с наследованием признаков до конца не разобрались, а уже задумывались о паспортизации населения.

Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски

Евгеника, соединяющая в себе массу естественных наук

Как адепты расовой гигиены планировались оценивать результативность таких инноваций? Для этого предполагалось вводить регулярные антропометрические обследования населения, показывающие, куда катится генофонд британцев. Но общественное мнение англичан было настроено скорее негативно к таким вещам, очевидно, не доросли еще. Больше всего протестов вызывали положения об отстранении отдельных категорий граждан от участия в размножении. Аналогичным образом против практической реализации идей евгеники выступала общественность Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и Франции. А вот в Скандинавии расовая гигиена пришлась очень ко двору. Причем не только в Швеции, но и в Дании, Норвегии и Финляндии.

Государственный институт расовой гигиены

Первое общество расовой гигиены в Швеции появилось в 1909 году и располагалось оно в Стокгольме. Оно прославилось, в частности, путешествиями по стране с очень занимательной экспозицией «Типы людей». Влияние евгеников в стране постепенно расширялось, и уже к началу 20-х годов университеты в Упсале и Лунде создали мощный научно-исследовательский аппарат по улучшению коренной нации. Этнически самыми ценными для Швеции были объявлены нордические свеи – высокие, белокурые и голубоглазые арийцы. А вот финны и лаппы совсем не подходили под это описание – они в большинстве своем были низкорослы и черноволосы.

Учитывая достаточно благосклонное отношение общества к радикальным национально-социалистическим идеям, в правительстве решили, что пора действовать. 13 мая 1921 года парламент-риксдаг Швеции и социально-демократический премьер-министр Карл Яльмар Брантинг одобрили открытие первого в мире государственного института расовой биологии в городе Упсала, просуществовавшего до 1975 года. Дату основания учреждения, пожалуй, можно назвать одном из самых неблаговидных моментов истории современной Швеции. Конечно, не забывая про взаимовыгодное сотрудничество «нейтральной» Швеции с нацистским режимом в годы Второй мировой войны. Первым директором нового института стал Херман Бернхард Лундборг, типичный антисемит, врач-психиатр и антрополог.

Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски

Херман Бернхард Лундборг

Одной из главных его «фишек» была патологическая боязнь межрасовых браков, которые наносили непоправимый ущерб шведскому генофонду. Первый исследовательский заказ от государства Институт расовой гигиены получил в 1922 года от инспектора по призрению душевнобольных доктора Альфреда Перрена. Требовалось выработать условия, по которым разрешалось бы стерилизовать слабоумных, душевнобольных и эпилептиков. Контора Лундборга с тщательностью изучила вопрос и представила итоги в виде «докладной записки». Оказалось, что в Швеции рост числа неполноценных граждан принимает угрожающие масштабы, а усугубляет всю ситуацию еще высокая плодовитость этой прослойки населения. Типичный пример того, как государственная структура всеми способами пытается оправдать своё существование и выбить дополнительное финансирование. В отчете команды Лундборга можно было встретить такое:

«Мы считаем себя вправе ограничить свободу неполноценных запрещением браков. Но самым легким и самым верным способом предотвращения размножения таких особей является оперативная стерилизация, мера, которая во многих случаях может быть признана менее противоречащей личным интересам соответствующих особей, чем запрещение браков и многолетнее заключение».

Шведы в этом документе ссылались на положительные результаты, которых достигли коллеги из Соединенных Штатов. Американцы тоже успели замарать себя принудительной стерилизацией: с 1907 по 1920 года в пятнадцати штатах были нормативные положения, позволяющие стерилизовать нежелательные элементы общества. В историю такие законы вошли как «Индианские» — по имени штата, который впервые его принял. В общей сложности в США принудительно лишили возможности иметь детей 3233 преступника и душевнобольного.

Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски

Институт расовой биологии в Упсале

Но шведы были гуманнее – они отказывались применять стерилизацию как меру наказания. В Швеции были сделаны первые шаги на пути введения стерилизации, которые послужили отличным примером южному соседу Германии. Немецкие врачи в будущем пройдут отличную практику в университетах Упсале и Лунде. Они войдут в историю со своими бесчеловечными программами принудительной стерилизации и эвтаназии неугодных режиму элементов общества. Надо отдать должное риксдагу – парламентарии дважды отклоняли принятие закона о стерилизации — в 1922 и в 1933 годах. Но в 1934 году под действием «неопровержимых» доказательств и молчаливого участия общества все-таки одобрили добровольное лишение способности граждан страны к продолжению рода.

Стерилизовать, нельзя помиловать. Расовая гигиена по-шведски

Типичные антропологические исследования в Швеции начала 20-х годов

Что значит добровольная стерилизация по-шведски? Это значит, что без такой процедуры невозможна выписка из больницы, поступление в учебное заведение или, к примеру, вступление в брак. Если ребенок, по мнению врачей, своими способностями (только на основании тестов) мог испортить генофонд свеев, то его изолировали в спецучреждении. Естественно, возврат родителям ребенка мог быть только в стерилизованном виде. В общей сложности с 1934 по 1975 годы в Швеции было подвергнуто добровольно-принудительной стерилизации около 62 тысяч человек. А в 30-х годах шведы были готовы пойти дальше и принять закон об обязательной стерилизации проституток, бродяг и всех тех, кто, по мнению правящей элиты, был предрасположен к антисоциальному поведению. Стерилизация стала частью программы всеобщего благоденствия в Швеции, когда государство напрямую вмешивалось в семейную жизнь граждан. Главные идеологии шведской демографической модели, супруги Альва и Гуннар Мюрдаль, вполне поощряли стерилизацию неугодных членов общества. К слову, Альва Мюрдаль в 1982 году получила Нобелевскую премию мира, а Гуннар в 1974 году — аналогичную награду по экономике. Гуннару Мюрдалю приписывают тезис о том, что стерилизация является важным и необходимым элементом «великого социального процесса приспособления» человека к современному городскому и индустриальному обществу. Последним вздохом шведского пагубного пристрастия стала отмена в 2012 году закона об обязательной стерилизации при смене пола. Его признали неконституционным по иску неустановленного лица.

Вся эта история могла бы стать лишь бездоказательной легендой, если бы не одна из многочисленных жертв стерилизации Мария Нордин, обратившаяся в 1997 году к правительству с требованием материальной компенсации. В ответ местные бюрократы объяснили Нордин, что процедура была проведена в полном соответствии с законами того времени. И тогда несчастная пошла в газету «Dagens Nyheter»…

Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
en.wikipedia.org, sverigesradio.se