В России разгорается дискуссия, что делать с Украиной? Из самой постановки вопроса следует, что в общественном мнении имеется понимание, что назрела пора предпринимать какие-то активные действия. Сторонники одной линии считают, что Украина (с подачи США) доведет себя до полного разорения. Это действительно сейчас и происходит. Ну, разорит себя окончательно, а дальше что? Разделится на бесчисленное количество гуляй-поле, управляемых местными атаманами типа Махно? Такой вариант объективно не устраивает ни самих украинцев, ни Европу, ни Россию. Может быть, он доставил бы радость только США, поскольку создал бы проблемы и России, и европейским странам, с которыми у Америки в последнее время явно не складываются отношения, и Штаты были бы не против наказать их за это созданием в том числе очагов нестабильности на границах. Собственно, речь может идти уже не столько о наказании ЕС, а о кардинальной смене политики в отношении объединенной Европы. Трения между бывшими союзниками уже схожи с соприкосновениями между собой двух тектонических платформ. Попытки США выравнять экономический дисбаланс за счет введения новых пошлин на сталь и алюминий еще как-то можно было бы понять с учетом колоссального внешнего долга. Как известно, Штаты не особенно церемонятся с теми странами, которые начинают создавать им конкуренцию в той или иной области. Настала очередь и Евросоюза. Еще 2–3 года тому назад никому и в голову не могло прийти, что основной евроатлантический союзник ЕС начнет проводить активную линию на его разрушение. Следом за экономическими мерами последовали действия политического характера на уровне открытого вмешательства во внутренние дела европейских государств. Уже ни для кого не секрет, что «брексит» запущен Америкой, а кто еще сомневался, осознали это после недвусмысленных попыток Дональда Трампа повлиять на французского президента с целью добиться выхода Франции из Евросоюза за определенные экономические преференции со стороны CША. Вслед за экономическим и политическим шагами настала очередь их дипломатического фиксирования. Последней каплей (вот только переполнит ли она чашу терпения европейцев или был прав Сталин, утверждая, что Европа все проглотит) стало то, что Белый дом понизил представительство Европейского союза в США с дипломатического статуса государства-члена до уровня международной организации. Особо оскорбительным для Европы явилось то обстоятельство, что об этом Брюссель даже не был уведомлен официально. В чем смысл этой «дипломатической» акции? Европейские СМИ, политические партии и правительственные круги делают вид, что не понимают смысла такого шага, а последовавшие разъяснения на этот счет со стороны посла США при ЕС Гордона Сондланда, который назвал Евросоюз «архаичной и обструкционистской надстройкой», а Еврокомиссию – «оторванной от реальности структурой, удушающей лишь экономический рост и инновации», были восприняты как оскорбительные и унизительные. Собственно, именно такими они и являлись. Небывалый рост противоречий между США и Европой создает благоприятные условия для деятельности России на украинском направлении. Вопрос только в том, какими могут быть эти действия? Что, например, сдерживает Россию от принятия кардинальных мер по смене нынешнего нацистского режима, когда уже можно было не один раз воспользоваться его многочисленными провокациями, совершенными в расчете на то, что Россия не пойдет на прямое участие в военном решении проблемы. Но она может пойти на это в случае массированной агрессии украинской армии против ЛДНР. Об этом почти открыто заявил В. Путин. «Почти» в том смысле, что он говорил о возможной утрате Украиной в этом случае своей государственности, но не уточнил при этом, что такое может произойти вследствие непосредственного задействования российских вооруженных сил. Подразумевается, что ими могут быть и силы Новороссии, поддержанные Россией. Сама Россия не готова использовать армию на Украине. Тому имеются две весьма существенные причины. Первая, что самые враждебные нам силы на Западе воспользуются ситуацией для нагнетания антироссийской истерии и свернут многие экономические проекты на радость США. Иными словами, используют антироссийскую тему для консолидации Запада, которого уже не существует в прошлом понимании и который они попытаются воссоздать на антироссийской основе. Иными словами, зайдя войсками на Украину, мы резко поменяли бы столь удачно складывающуюся для России тенденцию по разобщению западных сил, враждебных нашей стране, и, напротив, способствовали бы их консолидации. Есть еще один немаловажный аспект: сменив на Украине при помощи армии режим на выгодный нам (иначе зачем вообще туда идти), мы получили бы разрушенную страну, восстановление которой легло бы целиком на российский бюджет. Сможет подобное выдержать наша экономика? Сомневаюсь… К тому же куда денутся националисты, особенно молодежь, воспитанная националистической пропагандой с грудничкового возраста? Борьба с ними и их «перевоспитание» выльются в расходы, сопоставимые с возрождением экономики. Как известно, бытие определяет сознание. То, что сегодня происходит на Украине, лучше любых карательных или назидательных мер способствует «перевоспитанию» молодежи. В этом смысле время работает на Россию. Процесс прогрессирующей экономической деградации страны способствует переоценкам со стороны населения всех возрастов и всех регионов, а не только юга и востока страны отношения к действующей власти и политики разрыва с Россией. Тем более что преступная власть сама не устает подкидывать в топку дезинтеграции страны все новые дровишки. Чего стоит последняя авантюра Порошенко с томосом от константинопольского патриарха. Тот получил свои 30 сребреников, но томос дал не тот, какой хотели Порошенко и анафема Филарет.
Кто хочет богословских подробностей об этой авантюре, отошлю к квалифицированным публикациям Дмитрия Скворцова. А вот политические ожидания Порошенко и компании от столь опрометчивого шага могут оказаться совсем не радужными, поскольку вносят дополнительный раскол в украинское общество, и люди это прекрасно понимают. В результате Порошенко в погоне за голосами националистов сокращает электоральную поддержку себе со стороны православных верующих Украинской православной церкви (наиболее крупной конфессии в стране), которых насильно заставляют переходить в новую безблагодатную иудину «церковь». Собственно, то, что с российской стороны нет видимых активных действий на украинском направлении, абсолютно неверно. Российское правительство весьма эффективно воспользовалось опрометчивыми действиями украинской стороны, введшей санкции против России в угоду своим заокеанским кураторам. С реальной точки зрения украинские санкции для нашей страны были ничтожны, а вот российские контрсанкции очень существенно ударили по украинской экономике. И могут стать воистину «контрольным выстрелом», если распространятся на энергетический сектор. Сдерживают Россию от такого шага вопросы гуманитарного порядка и опасения получить у своих южных границ еще четыре «чернобыля» (по числу ядерных украинских электростанций). Сборки для ядерных реакторов американской «Вестингауз» весьма дорогие и не приспособлены для советских реакторов. В США это прекрасно знают, но намеренно настаивают на их приобретении Украиной. Думается, не только из коммерческих соображений, но и с возможной надеждой создать у границ России и Европы хотя бы еще один «чернобыль». С оттоком квалифицированных специалистов из Украины вероятность такого развития событий существенно возрастает. В последнее время политика России в отношении Украины вписывается в политику в отношении других бывших союзных республик. Россия, по образному выражению друга Пушкина министра иностранных дел Российской империи А. М. Горчакова, закончила «сосредоточиваться» и приступила к реальной политике. Наиболее наглядно это проявляется на примере прибалтийских стран. Длительные и многочисленные антироссийские выпады и дискриминационные действия по отношению к собственному русскоязычному населению с их стороны подвигли российское руководство к известным жестким ответным действиям экономического порядка. В результате прибалтам остается только с большой ностальгией вспоминать о счастливом периоде жизни во времена Советского Союза. Украина стала своеобразным пугалом для всех постсоветских республик с того момента, когда наша страна, отбросив романтическую сентиментальность в отношении «братских» республик (как говорила незабвенная Фаина Раневская «сопли в сахаре»), начала реально отстаивать свои политические и экономические интересы. Почувствовало это и белорусское руководство, стремившееся сосать сразу двух маток – российскую и европейскую. А для большей убедительности начавшее вслед за Украиной разыгрывать националистическую карту. Таким образом, Украина стала использоваться Россией в качестве своеобразного пугала и наглядного пособия для своих бывших союзников, а ныне соседей. Ее судьбы для себя не желает никто. Об этом прямо заявил Лукашенко. Но, кажется, он еще не верит, что своими руками может отправить Белоруссию по стопам Украины, и пугает нас этим по принципу «назло бабушке отморожу себе уши». Так что же остается делать с Украиной, если исключить прямое силовое вмешательство со стороны России? Ответить на этот вопрос поможет другой вопрос: а мы куда-нибудь спешим? Время работает на нас. Чтобы яблоко упало, оно должно окончательно созреть. Созреть должна не только Украина, но и западные страны, вступающие в политический и экономический кризис. Надолго хватит их терпения снабжать заведомо невозвратными кредитами коррумпированную украинскую власть? По мнению американских политиков, Украина стала неуправляемой проблемой для США и Евросоюза. Контекст этого недавнего высказывания американских сенаторов у всех на слуху. Не буду на нем останавливаться. Главное, сенаторы от республиканской партии созрели и, как и в случае с Европой, стали считать деньги, сопоставляя их вложение с ожидаемым от этого политическим результатом. И результат, что называется, налицо. Разумеется, в этот период столь благоприятного ожидания Россия не должна бездействовать, уповая на судьбу. Чтобы Украина не превратилась в массу бандитских образований, должна появиться сила, способная возглавить процесс управления распадающейся страной. И такая сила есть, это Донецкая и Луганская народные республики. К ним должна присоединиться остальная Украина. Может быть, не сразу, а по частям. Первыми станут восточные и южные области. Для этого необходимы два основных условия: значительное ослабление центральной власти и заметное экономическое усиление ЛДНР. Первое условие реализуется весьма успешно. Что касается второго, то здесь свое веское слово может сказать Россия. Речь не идет о непомерных экономических вливаниях в ЛДНР. Им необходимо предоставить, по известному выражению, не рыбу, а удочку, то есть создать необходимые условия для успешного развития собственной экономики за счет развития всесторонних экономических отношений с российскими структурами. В первую очередь речь может идти о восстановлении утраченных связей с российскими предприятиями. Вот здесь нужно активное содействие со стороны российского правительства и в первую очередь за счет подключения крупных бизнес-структур. Последние, в свою очередь, должны быть заинтересованы и стимулированы в развитии связей и инвестициях в экономику ЛДНР. Без дополнительного стимулирования этого процесса со стороны соответствующих российских министерств и ведомств этот процесс может неоправданно затянуться. Здесь время работает не на нас. И еще один важный момент: для нового государственного образования на территории современной Украины необходимо изначально предусмотреть политические и экономические условия, чтобы те бесчисленные кредиты, которые предоставлялись Западом украинским коррупционерам и в конечном счете осевшие в западных банках, не легли непомерным бременем на ЛДНР и присоединяемые к ним области, даже если они охватят всю территорию современной Украины. Сможет такая страна в перспективе присоединиться к России? Сможет, если за это проголосует ее население и будут выравнены экономические показатели двух стран. Но это достаточно далекая перспектива, и о ней пока говорить даже гипотетически преждевременно. Сергей Кузнецов