После резонансного интервью замглавы Минпромторга РФ Виктора Евтухова для «Российской газеты» страну облетела новость, что уже в 2019 году ларьки и палатки, не так давно исчезнувшие с улиц мегаполисов, опять могут вернуть в российские города.
Предлагаем разобраться, с чем связано такое решение, и каким будет формат малой торговли в 2019 году.
Содержание
- 1 Интервью Евтухова
- 2 Гарантии для предпринимателей
- 2.1 Договор на размещение торговой точки
- 2.2 Предоставление замены торгового места
- 3 Слабоалкогольные напитки в ларьках
- 4 Мнение экспертов
- 5 Заключение
Интервью Евтухова
Общаясь с журналистами, министр торговли акцентировал внимание на ряде проблем, над решением которых на сегодняшний день работает его ведомство. Евтухов рассказал, что в первую очередь это создание комфортных условий для крупных и мелких торговых сетей во всех регионах страны.
По данным, которыми оперировал Евтухов, на долю крупных торговых сетей приходится 30-40% российского рынка. При этом численность производителей различного рода продукции постоянно растет и гипермаркеты уже не могут вместить на своих полках продукцию все брендов.
Решение сложившейся проблемы найдено – это создание мобильных торговых точек. Именно такое предложение и заложено в законопроекте, поданном на рассмотрение еще в декабре 2018 года.
В числе преимуществ такого решения Евтухов указывает:
- перспективу открытия 50 000 мобильных точек уже в ближайшее время;
- создание дополнительно 250 000 рабочих мест;
- разгрузку крупных торговых сетей;
- поддержку алюминиевой промышленности страны (читайте далее);
- перспективу сделать ряд продуктов более доступными для покупателя.
Если ранее наличие малой торговли на улицах того или иного города в большинстве случаев завесила от степени лояльности местной власти к такому формату бизнеса, то уже в 2019 году в крупные российские города, включая Москву и Санкт-Петербург могут вернуть ларьки и палатки, закрепив права их владельцев на законодательном уровне. Также малому бизнесу предлагают кардинально новый вид торговых точек — мобильные.
Гарантии для предпринимателей
Помня о том, как всего несколько лет назад власти сносили ларьки без какого-либо возмещения их владельцам, не стоит ожидать особого ажиотажа среди предпринимателей, даже если малые и мобильные торговые точки все-таки узаконят. Понимая это, в правительстве подготовили ряд правок к новому закону о торговле.
Договор на размещение торговой точки
По мнению премьер-министра неправовые ситуации, имевшие место при сносе ларьков произошли из-за отсутствия в стране единой формы регистрации таких торговых точек и вообще самого понятия «мобильный торговый объект». Новый закон должен исправить данное упущение и, прежде всего, ввести понятие договора на установку мобильной точки торговли.
Согласно новому закону предприниматель сможет заключить такие договора как на короткий термин (к примеру, год) так и на длительный (5 лет и более). Если первично участок под киоск или автолавку можно будет подучить путем участия в торгах, то продление договора с арендатором будет происходить автоматически (при своевременной подаче заявления).
Предоставление замены торгового места
Не так давно в своем выступлении Дмитрий Медведев сообщил, что одно из нововведений, прописанных в проекте закона, гарантирует каждому предпринимателю «адекватную замену торгового места» в том случае, если земля, на которой располагается киоск, будет нужна государству.
Но, к сожалению, что именно подразумевается под понятием «адекватная замена» и каким будет новый механизм взаимодействия в случае возникновения спорной ситуации, премьер-министр пока не разъяснил.
Слабоалкогольные напитки в ларьках
Как известно, по состоянию на февраль 2019 года действует запрет на продажу в ларьках алкоголя и слабоалкогольных напитков, введенный еще в 2013 году. Данная привилегия доступна только крупным торговым центрам, но и там приобрести водку, вино, пиво или даже сидр в ночное время нельзя, так как действует еще одна норма закона, ограничивающая реализацию данного спектра товаров «на вынос» после 23:00.
Наряду с предложением вернуть ларьки и палатки в российские города, Минпромторг также считает целесообразным отменить уже в 2019 году запрет на продажу в киосках пива в алюминиевой таре, а также сделать данный напиток доступным покупателю круглосуточно.
Нет, правительство беспокоится вовсе не о согражданах, жаждущих насладиться любимым напитком после 23:00. Данное решение – часть комплексной поддержки отечественных предприятий алюминиевой промышленности, доходы которых существенно упали после введения запретов 2013 года.
Мнение экспертов
Большинство экспертов едины во мнении, что разрешение на круглосуточную продажу пива в ж/б таре не сможет существенно повлиять на ситуацию в отрасли алюминиевой промышленности, ведь на сегодняшний день актуальным является такое распределение спроса:
- 25% — алюминиевая банка;
- 37% — пластиковая тара;
- 38% — разливное пиво в кегах.
По прогнозам экспертов, с введением ночных продаж рост спроса на пиво в алюминиевой таре составит не более 1%.
Также исследования рынка показали, что даже при полном запрете пластиковых и разливных форматов, народ предпочтет стеклянную тару, в пользу которой сыграют три основных фактора: цена, удобство и устоявшиеся привычки.
Заключение
Законопроект еще не принят, а потому возможно внесение и других изменений. Как только будет утвержден окончательный текст законопроекта, мы первыми расскажем вам, какие изменения ожидают всех в 2019 году и действительно ли на улицах городов опять будут как грибы после дождя появляться разнообразные ларьки, торговые палатки и другие мобильные точки продаж.