Фото: pixabay.com
В мире — и Россия не исключение — доступен «Интернет вещей», и глупо было бы отказываться от той свободы, которую сулит ежемесячная передача показаний на сайт управляющей энергокомпании. Счётчик сделает это самостоятельно — подключившись к любому источнику Интернета по беспроводной связи, он сам считает и передаст сведения о том, сколько пользователь «накрутил» киловатт за истёкший месяц. Пока система не запустится в полном объёме, в соответствии с нормами рабочей (постоянной) эксплуатации, — потребители передадут показания, пользуясь старым способом, т. е. лично.
Закон предписывает: установка счётчиков с функционалом самостоятельной передачи показания потреблённых киловатт — забота не конечных потребителей, а управляющей энергокомпании («электросетей»), в чью заботу входит монтаж и настройка данной системы в каждом конкретном доме (квартире). С середины 2020 года эти компании установят новые электросчётчики простым гражданам и представителям компаний (юрлицам). Случится это не сразу, а по мере окончания сроков службы электроприборов на местах — пройдёт период, по истечении которого выполняется поверка, либо сам счётчик окончательно деградирует (отслужит своё). Потребитель должен пропустить с этой целью сотрудника энергокомпании, не оказывая им никакого препятствия.
Закон предписывает бесплатное подключение к «умной» системе энергоучёта всех домов и квартир. В случае невыполнения данного требования владельцы домов и квартир, которым новый счётчик так и не установили, после 1 января 2023 года вправе оштрафовать управляющую энергокомпанию. Размер и порядок уплаты штрафа определяется на основе особого распоряжения правительства России. Энергоуправляющая компания в ответе и за качество — если обнаружится, что новый счётчик ведёт некорректный подсчёт, либо данные не передаются своевременно и должным образом, конкретный потребитель вправе не платить за свет, пока это недоразумение не будет устранено.
Вместе с очевидными достоинствами вскрылись и недостатки. Например, поставщик энергоресурсов вправе ввести суммарный расчёт за электроэнергию — на основании расходов, которые эта же энергоуправляющая компания понесла, чтобы воплотить в жизнь потребителей этот закон. Рано или поздно жильцы домов и квартир заплатят за новую систему энергоучёта из своего кармана.
Приняв это нововведение, потребитель обнаружит, что энергоуправляющая компания ввела дополнительные ограничения — крайний срок оплаты электричества в случае непоступления требуемой суммы на расчётный счёт, где потребитель рассчитывается за свет. Ранее работники электросетей предупреждали потребителя о необходимости оплаты электричества за 10 дней до предполагаемого отключения света — срок этот сократился до пяти дней. Получив предупреждение, владелец дома или квартиры обязан оплатить причитающe.cz за потреблённое электричество сумму точно и в срок. В случае отсутствия «умной» системы потребитель обязан предоставить доступ сотруднику управляющей энергокомпании для считывания показаний.
Фото: pixabay.com
При отсутствии какой-либо реакции компания сама возьмёт на себя инициативу и просто-напросто отключит электричество — в случае использования современного счётчика с удалённым управлением выключение света производится удалённо. Функционирование «умного» счётчика, установленного на столбе возле частного дома или на лестничной клетке сводится к следующему: пока потребитель исправно платит за свет, электричество на объект подаётся бесперебойно. По прошествии пяти дней с даты предупреждения, когда оплата не поступила, свет отключается. Современные счётчики, несмотря на очевидные преимущества, обладают и рядом недостатков, один из которых — несколько завышенный тариф, предусматривающий уплату за установленную «роскошь».