В Архангельске началось строительство поморской шхуны: она станет продолжением проекта яхтсменов и «Российской газеты» «Поморский карбас», получившего в 2018 году географический Оскар — национальную премию РГО «Хрустальный компас». Напомним: в 2017 году энтузиасты из разных уголков России построили в архангельской глубинке настоящий поморский карбас, а затем под флагами «Российской газеты» и «Родины» прошли на нем до Соловков.
Между тем традиционные поморские шхуны, как и карбасы, бороздили Белое и Баренцево моря в XIX и XX веке. Торговля, транспортировка грузов, рыбный промысел, охота на морского зверя, — именно для этого северяне использовали шхуну.
«Сейчас у нас такие суда не строят и не ходят на них. Но мы думаем, что именно поморская шхуна имеет шанс получить новое развитие», — рассказывает инициатор проекта, директор товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.
В Архангельске проект поддержали многие организации: Северный (Арктический) федеральный университет, на базе которого строится шхуна, Русское географическое общество, правительство Архангельской области, Северный морской музей.
Новое дело объединило северян — в ангар, где строится судно, приходят люди всех возрастов и профессий: архангельская молодежь, опытные мастера-судостроители, умеющие работать с деревом, преподаватели и студенты САФУ. 5 ноября начнется изготовление шпангоутов.
Поморская шхуна — международный проект. В строительстве участвуют норвежские специалисты: традиционно жители Поморья вели торговлю с норвежцами, причем в Норвегии сохранилась технология строительства традиционных зверобойных шхун, которые практически полностью повторяют шхуны русских мореходов.
«Для всех, кто захочет принять участие в стройке, учиться, изучать морское дело и найти товарищей — предоставим такую возможность», — говорит Евгений Шкаруба.
Планируется, что поморская шхуна будет участвовать в научных экспедициях. Такой тип судна отлично приспособлен к суровым условиям — корпус длинной 20 метров будет выполнен из северной сосны, в оснащение войдут паруса и мотор. Кроме столовой, камбуза, подсобных и моторных отделений, будут устроены четыре двухместные каюты. На шхуне планируется построить даже баню!
По предварительным подсчетам стройка будет продолжаться три года. В рамках проекта будут организованы цикл обучающих семинаров и мастер-классов, а также интернет-школа деревянного судостроения.