В Екатерининском дворце начинается реставрация Зубовского флигеля — личных покоев императрицы Екатерины II. Как говорят в Государственном музее-заповеднике «Царское Село», это последние незалеченные раны дворца, нанесенные Великой Отечественной войной. Символично, что работы начинаются в преддверии 75-летия Победы.
Свое название дворец получил по имени жены Петра Великого, Екатерины I, но в истории он связан с именем Екатерины II. Интерьеры ее личных покоев создавали Чарлз Камерон и Джакомо Кваренги. В отделке Синего (Табакерка), Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни, Купольного и Китайского залов, Туалетной и Рафаэлевской комнат использовались натуральный камень и дерево, синее, молочное и аметистовое стекло, фарфоровые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки. Главный принцип — «простота со вкусом». Богатые ткани и позолоту оставили для парадных залов.
В коллекции музея сохранилось несколько подлинных предметов из интерьеров Зубовского флигеля, но вот убранство этих крохотных комнат было утрачено полностью. Восстанавливать его планируется по акварелям XVIII — XIX века и фотографиям довоенного времени. Сохранились также автохромы, сделанные в интерьерах этой части дворца в 1917 году с использованием первой в мире технологии цветной фотографии. Проекты воссоздания пяти залов уже готовы, на разработку еще трех — Китайского, Рафаэлевской и Туалетной комнат конкурс будет объявлен в ближайшее время.
— Самым тяжелым для нас будет Китайский зал, — рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — В его отделке использовались китайские ширмы, в традициях XVIII века их распилили вдоль и использовали как стеновые панели. Воспроизводить китайские технологии на петербургской земле мы не планируем и сейчас ведем консультации, где в Китае традиционные технологии сохранились и где смогут повторить их для нас.
В Рафаэлевской комнате — другая проблема. Свое название это помещение получило из-за оформления — стены были украшены гравюрами с картонов Рафаэля. Здесь Кваренги произвел «пробу пера», прежде чем устроить в Эрмитаже залы с копиями фресок ватиканских Лоджий. По иронии судьбы подлинные гравюры сейчас находятся в Эрмитаже — заменить те, которые пришли в ветхость, приказал в 1824 году Александр I. И «новые» погибли в пожаре 1944 года.
Не удастся, конечно, восстановить и интерьер опочивальни — кровати XVIII века в фондах музея нет. Но зато в этой комнате появится еще один дверной проем (сейчас он зашит). В отличие от парадных дверей эта — высотой чуть более полутора метров. Она вела на Лестницу фаворитов — по ней с первого этажа можно попасть в спальню императрицы.
В музее рассчитывают, что все работы займут пять лет, хотя первые пять залов планируется закончить к декабрю 2022 года. Сейчас идут переговоры с предприятиями, которые смогут выполнить детали интерьеров по старинным технологиям. Переговоры об изготовлении стеклянных деталей ведутся с Мальцовским заводом, по поводу фарфоровых плакеток планируется обратиться напрямую к Императорскому фарфоровому заводу, который был их изготовителем по заказу Екатерины II.