Воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в кузбасском городе Анжеро-Судженске переписываются со сверстниками из таких же центров в других городах. Но не по интернету или СМС, а с помощью обычной ручки и бумаги. В посткроссинг — международный проект по обмену открытками — ребята включились в декабре прошлого года. Педагоги рассказали им о португальском студенте Паоло Магальесе, который все это придумал. Сегодня посткроссингом в мире занимаются более 800 тысяч человек.
— У нас почти 70 процентов ребят отправляют открытки, — отмечает директор центра Наталья Юндина. — Наши дети — из неблагополучных семей, временно оставшиеся без попечения родителей. И одна из главных целей — их социализация, повышение грамотности. Ведь как сейчас подростки общаются? Нажал на кнопку — отправил "ок", "норм", и не более того.
Первые письма ребята написали в декабре 2018-го, в реабилитационный центр города Юрги. Сначала многие восприняли предложение поучаствовать в проекте настороженно: кому и о чем рассказывать? Потом решили начать просто: "Здравствуй, дорогой друг!.. Пишу тебе, чтобы познакомиться и пообщаться! За окном весна, у нас каникулы!..".
Ответов ждали недели две. И дождались, завязалась переписка, а с ней и дружба. И теперь ребята увлеченно рассказывают в письмах друг другу о своих родных городах и их достопримечательностях, сообщают об увлечениях и интересах. Девчонки щедро снабжают послания сердечками, цветочками, а также собственными фото.
— У нас же дети — особенные, они многое пережили. И общение посредством письма — это альтернатива дневнику, которому обычно доверяют душевные переживания, или разговору с психологом. Ведь не каждый может говорить откровенно, находясь рядом с собеседником и глядя ему в глаза. А письмо дает возможность выражать чувства, делиться тревогами и радостями на расстоянии, — подчеркивает психолог Ольга Кириенко. — К тому же письмо стимулирует мелкую моторику, помогает развивать речь и умение выражать и упорядочивать свои мысли. Это способ стабилизации эмоциональной сферы, возможность получить в ответ поддержку от того, кто тебя понимает. Когда выливаешь переживания на бумагу, уже успокаиваешься и зачастую находишь решение проблемы.
Педагоги уверены: если бы дети не чувствовали удовлетворения от переписки, то не поддерживали бы ее. А они продолжают писать письма, и, опуская их в почтовый ящик, аккуратно отмечают флажками на карте города, в которых нашли друзей. Некоторые вспомнили, что у них есть родственники в других регионах, и попросили взрослых разыскать их адреса. Запросы уже сделаны. А у кого-то даже появилось желание написать письма родителям.
P. S.
— Продолжением этой истории станет проект "Внук по переписке", — сообщила замдиректора центра Ольга Комбарова. — Дети решили переписываться с бабушками и дедушками из Дома милосердия, где часто выступают с концертами. Не все пожилые люди из-за проблем со здоровьем могут на эти концерты прийти. Зато теперь они будут получать письма.