Специалисты Института археологии Российской академии наук при раскопках на территории Нижегородского кремля обнаружили фундамент и нижнюю часть стен верхней станции фуникулера, который работал в XIX веке. Об этом сообщается на сайте института.
Археологам удалось найти остатки восьмиугольной водонапорной башни из красного кирпича. Также они расчистили чугунные трубы водовода: особенность сооружения была в том, что оно действовало по принципу перегрузки верхнего вагона «водяным балластом». То есть двигаться вагон заставлял бак, наполненный водой.
С конструкциями фуникулера археологи обнаружили также культурный слой XVI-XVIII веков: следы жилой застройки того времени — котлованы, погреба, хозяйственные ямы. Были найдены монеты: медные пулы конца XV-XVI веков, небольшие серебряные копейки-«чешуйки», чеканка которых прекратилась в петровские времена, а также мелкие деньги XVIII-XIX века. На то, что этот участок начали осваивать еще в Средние века, указывают некоторые находки. К примеру, фрагменты парадной поливной посуды, привезенной в Нижний Новгород из поволжских городов Золотой Орды, а также украшения.
Фуникулер начал работать в 1896 году. Он действовал по принципу зубчатых канатно-проволочных железных дорог — такой способ подъема в России реализовали на тот момент впервые. Фуникулер действовал до 20-х годов XX века, до момента пуска трамваев по Зеленскому съезду. Несколько лет назад в Нижнем Новгороде обсуждались проекты строительства фуникулера на месте исторического, однако до сих пор они не были реализованы.
Фото: Алексей Трефилов/ wikimedia.org