В Омске набрал популярность новый формат электронной торговли

Продажи через социальные сети становятся перспективным бизнесом. Благодаря интернет-аккаунтам многие омичи смогли монетизировать свое хобби и стать начинающими предпринимателями. Омичка Юлия Чуприна продает в сети "Инстаграм" свежую пасту ручной работы. Итальянские тальятелле и равиоли молодая мама делает сама из натуральных продуктов. У Юлии уже появились постоянные покупатели, и теперь она мечтает об открытии собственного маленького кафе.

— Идея делать пасту на заказ возникла у меня совершено спонтанно, — рассказывает Юля. — У нас с мужем был небольшой бизнес — мы занимались организацией квестов. Но появилось много конкурентов, и он стал нерентабельным. Мы оказались на мели. Я сидела дома с детьми и делала на ужин макароны собственного приготовления — мои домашние их очень любят. И вдруг появилась мысль: а почему бы не попробовать их продать? Разместила фото свежей пасты в своей социальной сети, и тут же появился первый покупатель.

Итальянскую пасту омичка училась готовить сама — по видео-роликам на YouTube-каналах. Экспериментировала с мукой из твердых сортов пшеницы, добавками из свежих ягод и овощей — шпината, свеклы, томатов, смородины. Готовила для малышей необычную шоколадную пасту. Придумывала различные соусы и начинки. Оказалось, спрос на такую продукцию достаточно высок. Паста ручной работы пришлась омичам по вкусу.

— Открытие бизнеса обошлось мне всего в пятнадцать тысяч рублей: на эти деньги я приобрела тестомес, машинку для раскатки теста и продукты, — подсчитывает расходы Юля. — Пришлось также задуматься и об организации производства. Как выяснилось, многие горожане пока не готовы покупать еду с домашней кухни. Родители мужа владеют своей столовой — там мне выделили рабочее место. Заказчиков заметно прибавилось.

Сегодня рабочий день молодой предпринимательницы складывается следующим образом. Утром Юля принимает заказы в "Инстаграм", отвечает покупателям в мессенджерах и начинает готовить пасту. Вечером вместе с супругом развозит свежие макароны и равиоли заказчикам.

— Особенности ведения бизнеса в социальных сетях я изучала по интернет-каналам и на собственном опыте, — говорит Юлия. — Чтобы привлекать покупателей, недостаточно выкладывать в аккаунт красивые фотографии и подбирать хэштеги. Я провожу конкурсы среди своих подписчиков, организую мастер-классы, публикую рецепты. Пользователям также важно не только видеть своими глазами процесс приготовления пасты, но и знать, что происходит у тебя в жизни. Поэтому регулярно снимаю и размещаю Сторис. Оформляю посты с отзывами и фотографиями моих клиентов — чтобы была обратная связь. Заказываю тартегированную рекламу.

По словам Юли, первую прибыль интернет-аккаунт начал приносить уже на втором месяце. А спустя полгода ее хобби стало маленьким семейным бизнесом.

По оценкам экспертов, на омском интернет-рынке работает уже несколько сотен личных торговых аккаунтов. И их количество растет с каждым днем. Наиболее востребованный товар в социальных сетях — одежда, на нее приходится пятьдесят процентов сегмента. В лидеры спроса также входят украшения, косметика, кондитерские изделия и предложения различных услуг, например, маникюра или стрижки.

Площадка для размещения контента выбирается в зависимости от потенциальной аудитории. К примеру, в "Инстаграм" хорошо продаются домашние торты или букеты — благодаря красивым фотографиям. "Вконтакте" востребованы почти все виды хэндмэйда и частные услуги. А вот детские товары лучше предлагать на форумах или в сообществах, где зарегистрированы молодые мамы.

История развития частной компания по сбору и продаже дикорастущих продуктов "Дары Сибири" супругов Инны и Дениса Максимовых начиналась с объявлений на профильных форумах и страницы "Вконтакте".

— Мы увлекались туризмом и часто выезжали в отдаленные уголки Омской области, на дикую природу, — рассказывает Инна Максимова. — Собирали ягоды, грибы, лечебные травы. Излишки продавали. Первые заказы начали поступать благодаря сарафанному радио — знакомые рассказывали о нашем увлечении своим приятелям, давали ссылку на нашу страничку. Горожане стали обращаться к нам с просьбами — привезти кедровые орешки, березовый сок или забавные веточки и кору для школьных поделок. Вот так постепенно мы и обзавелись постоянными покупателями и даже не заметили, как увлечение превратилось в бизнес.

Сегодня семья Максимовых не только собирает дикоросы, но и замораживает их и перерабатывает. Супруги делают витаминный чай из высушенных трав, варят полезные морсы и домашнее варенье, маринуют черемшу. Особенной популярностью у омичей пользуются деликатесы из хвои и сосновых шишек.

— Принимаем и самые необычные заказы — например, собрать дикие злаки для попугая или найти кусок торфа в первозданном виде, — говорит Инна.

Никакими особенными методиками продвижения аккаунта в соцсетях Максимовы не пользуются. По их словам, лучший способ привлечь покупателей — семейные фотографии из омской тайги. Снимки первозданной природы набирают рекордное количество лайков и репостов.

— Продажи товара при помощи личных страничек — это первый шаг к предпринимательству, — полагает директор по развитию ИТ-компании Asmart Анна Захарченко. — На этом этапе продавцы изучают рынок, выясняют, есть ли спрос на их продукцию, приобретают первых клиентов. Распространенность и доступность соцсетей помогают начинающему предпринимателю занять свою нишу, минимизируя возможные риски. Следующий шаг — создание интернет-магазина и официальная регистрация ИП. Третий этап — открытие торговой точки оффлайн или шоу-рума.

По данной схеме развивались многие популярные сегодня омские магазины и студии.

— Свое первое объявление об услугах маникюра я разместила на форуме "Омскмама", когда находилась в декрете, — рассказывает омичка Алена Родионова.- Потом у меня появились странички в соцсетях "Вконтакте" и "Инстаграм". А теперь я открыла собственную студию маникюра и педикюра и стала индивидуальным предпринимателем. Но большинство клиентов по-прежнему приходит ко мне из социальных сетей.

С личных торговых аккаунтов начинали строить свой бизнес и известная по всей стране омская фабрика по изготовлению кресел-мешков Бабл, и востребованный за рубежом бренд MyBacio, выпускающий сумочки и клатчи из дерева.

Новый формат торговли послужил толчком и для развития сопутствующих видов бизнеса. В Омске уже открылись производства фотофонов для красивых снимков в соцсетях и упаковки для хэндмэйд-товаров.

Комментарий

Денис Моисеев, член Омского областного союза предпринимателей:

— Рост продаж через социальные сети вполне объясним, ведь они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Все больше пользователей проводят время в интернете не на стандартных ресурсах, а в мессенджерах и соцсетях. Для многих молодых людей это уже не набор технологий, а естественная среда обитания. Бизнес перемещается следом за клиентами. Мне известны истории, когда популярные и востребованные торговые аккаунты создают 14-15-летние подростки. Между тем они никогда не смогли бы открыть обычную торговую точку из-за возраста и необходимости ее регистрировать официально.

Единственное, что беспокоит сегодня начинающих предпринимателей, — страх перед налоговой инспекцией и надзорным органами. Специального регулирования продаж в социальных сетях не предусмотрено. По закону здесь действуют те же правила, что и для других способов продажи: необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Однако у большинства владельцев торговых аккаунтов минимальные обороты. Поэтому многие из них не торопятся легализовывать свой бизнес. Многие хотели бы зарегистрироваться как самозанятые и платить налог в четыре или шесть процентов. Но специальный налоговый режим действует пока только в четырех субъектах РФ.