«Единственный в мире фестиваль военной техники, который не отменили в этом году в связи с пандемией», — так позиционируют сами организаторы 7-го международного военно-патриотического слета «Моторы войны».
Стартуем от НЛО
Ралли на раритетной технике времен Второй мировой войны проходят в дремучих чащах подмосковной Черноголовки. Попасть сюда непросто, автомобильные навигаторы откровенно врут, пытаются сбить с толку.
Но места удивительные. Едешь-едешь и вдруг утыкаешься в «летающую тарелку». Я не шучу. В селе Ивановском, на окраине которого разбит лагерь «Моторов войны», базируется «НЛО». Называется «ЭКИП», разработана в 1990-х годах ведущими умами нашей ракетно-космической отрасли. В «нулевые» проект тихо умер из-за отсутствия денег. Проект-то умер, а «тарелка» осталась. Изюминка местного технического музея. Ну а после встречи с «внеземными технологиями» твоя психика вполне готова к встрече с земными. Лагерь как лагерь: стоянка техники, армейская кухня (плов, макароны, чай), участники живут в палатках. Изюминка — техника. Все машины сошли с конвейера в 1930 — 1940-х годах: «ГАЗы», «Доджи», «Виллисы», «Хорхи». Есть и малоизвестные марки: Bantam и Humber.
Словосочетание «Моторы войны» ассоциируется с постоянно действующей экспозицией в Москве. Собственно, организаторы и музея военных ретроавтомобилей, и слета «Моторы войны» одни: Вячеслав и Людмила Лен.
Военно-технических музеев в мире немало. Равно как и фестивалей. В чем же тогда мировая эксклюзивность «Моторов войны» под Черноголовкой? А в том, что больше никто и нигде на планете на таких раритетах не устраивает соревнований. Обычно коллекционеры и встречаются, демонстрируют свои сверкающие авто, любуются чужими. Зритель тоже в восторге: ходит, фотографирует, делает селфи. Могут провести что-то вроде парада: машины неспешно прокатятся строем по дороге с твердым покрытием. И — все, до новых встреч.
Ну а как у нас?
«В этом году дороги в лесу, можно сказать, почти нормальные, — ободряюще напутствует Вячеслав Лен участников гонок. — По сравнению с прошлым годом». Его речь то и дело прерывается шутками и смехом. Разбитых дорог эти парни и девушки не боятся. Что же касается аналогий с прошлогодними заездами, то автор этих строк был в экипаже самого Вячеслава Лена. Наш австрийский «Штайр-1500» 1943 года выпуска достойно выдержал испытание лесным бездорожьем, но… сломался уже после финиша, на асфальте. Мистика.
Но главное — это то, что в прошлый раз мы бились за победу под дождем, а на этот раз — сухо и солнечно. И на душе праздник.
Как повезет
Заурядных машин на этом слете нет, но все-таки особо хотелось бы выделить самарский экипаж: Николай Хрипунов и Денис Щербаков на американском внедорожнике «Бантам» BRC40 1940 года. 80 лет назад американская армия объявила конкурс на легкий внедорожник — и его выиграла маленькая компания Bantam. Пентагон ее похвалил, после чего чертежи взял и отдал их конкурентам… Поэтому мы знаем и ценим «Виллисы», «Доджи» и «Форды». «Бантамов» же сегодня в мире осталось несколько штук. А у нас он не просто раритет, но и машина-боец. Он на ходу, участвует в соревнованиях. В прошлом году показал лучший результат. В этом лишь немного уступил Dodge WC-57. Проиграв всего 20 секунд. Но учтите: ралли проводят по международным правилам, поэтому минуты и секунды не надо понимать буквально. Каждый этап рассчитан на 2 часа 40 минут. За фальстарт — 1 минута. Нарушил ПДД — 5 мин. Пропустил судейский пункт — 15 мин. Нарушил порядок прохождения этого пункта — 20 мин. Это эквивалент штрафных баллов.
Поэтому большинству участников формально потребовалось на прохождение трассы от 1 до 4 часов. Два «Виллиса», «Доджи» и «Штайр» сошли с дистанции. Но этим машинам больше 70 лет. Как думаете, машины, на которых мы сегодня ездим, смогут выйти на подобное ралли в 2090-2100 годах?
Тряхнуть стариной
Разумно ли изводить ресурс исторических машин в ралли по бездорожью — вопрос философский. Сколько людей — столько мнений. Моя точка зрения: если в слете участвуют государственные музеи, то свои экспонаты они обязаны беречь. Привезли, показали, и — домой. Именно так на «Моторах войны» и происходит: на этот раз выставили три танка — легендарный Т-34, тяжелый ИС-2 и легкий японский «Ха-Го». Но их в «бой» за спортивными результатами не посылали. Танки просто постояли, искупались в лучах славы и вернулись в места постоянной дислокации.
А вот автомобили — они из частных коллекций. Я видел на фото исходное состояние: груда ржавого железа! На восстановление уходят кучи денег, но не казенных, а личных. А еще масса сил, нервов. Один коллекционер мне признался, что по всему миру четверть века собирал запчасти!
И да, на трассе этот раритет хлебнет грязи, его исхлещет ветками. Иногда случаются ДТП. А поломки — это обычное дело.
Но сейчас, когда вы читаете эти строки, все «Виллисы», «ГАЗ-67», «Доджи» и «Хорхи» уже приводят в порядок. Чинят и моют. И дают передохнуть: до следующего заезда в условиях, максимально приближенных к фронтовым. Который обязательно пройдет в лесу под Черноголовкой в следующем году.
Место встречи, надеюсь, вы запомнили: доезжаете до «летающей тарелки» в Ивановском, а дальше — рукой подать.
В слете приняли участие около ста человек из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Тольятти и Волгограда. Из Белоруссии приехал экипаж на «Виллисе MB» 1943 года выпуска (водитель — Максим Бокачко, штурман — Юрий Пашолок). Все участники — члены военно-исторических клубов и военно-патриотических музеев, а также частные коллекционеры военной техники и реставраторы.
Самые именитые музеи и мастерские: Государственный военно-технический музей, «Моторы войны», «Военный ангар», Военно-исторический проект «Трофейные машины», Музей внедорожных машин, Союз ВПК «Дивизион», «Мотомир Вячеслава Шеянова», «Мастерская Евгения Шаманского» и др.
«Моторы войны» демократичны по гендерному составу: много девушек, есть полностью женский экипаж — Даша Петрушко и Лариса Русак на «Виллисе» 1944 года выпуска.
Возраст участников ралли — от 14 лет. Машинам — от 76 («Виллис» женского экипажа) до 86 лет (Horch 830R). Самые распространенные иномарки, принявшие участие в ралли: шесть «Виллисов», четыре «Хорха», три «Доджа».
Победители ралли: Святослав Петрушко и Дмитрий Берестень на «Додже». На втором месте — экипаж «Бантама»: Николай Хрипунов и Денис Щербаков. Третье место у Владимира Беляшкина и Алексея Баталова на «Виллисе».