Различные гаджеты очень прочно вошли в повседневную жизнь взрослых и детей, но уже в 2019-2020 учебном году в России могут ограничить использование планшетов и мобильных телефонов в школах. С такой инициативой выступили Минпросвещения, Российская академия образования, Роспотребнадзор и Рособрнадзор.
Содержание
- 1 Смартфон – инновация или зло
- 1.1 Суть нововведения
- 2 Что реально изменится с 1 сентября 2019 года
Смартфон – инновация или зло
Инициаторы ограничения использования смартфонов учащимися ссылаются на исследования, по результатам которых тотальное увлечение гаджетами и постоянное их использование приводят к серьезным проблемам со здоровьем.
Так, у детей и подростков, которые проводят много времени перед экраном планшета или смартфона, отмечают:
- нарушения психики;
- проблемы со сном;
- гиперактивность;
- раздражительность;
- депрессии;
- ослабление памяти;
- проблемы с концентрацией внимания;
- снижение умственной активности.
О том, что смартфоны стают настоящей проблемой для школ, уже не один год открыто заявляют педагоги. Гаджеты отвлекают учащихся от урока. Каждый учитель знает, что смартфон, находящийся на парте, неминуемо перетягивает внимание ребенка на себя. В результате, вместо осмысления новой информации, дети постоянно отвлекаются. Конечно, почти в каждом классе найдутся и нарушители дисциплины, которые предпочтут учебе возможность «серфить» в интернете, общаться в мессенджерах, пересылать друг другу ответы к самостоятельной или контрольной, играть в игры и даже снимать на фото или видео одноклассников и педагога.
Конечно, есть в наличии у школьников современных гаджетов (планшетов, смартфонов, умных часов и др.) и положительные моменты:
- постоянная связь с родителями;
- доступ к информации, что можно и нужно использовать на уроках;
- возможность контролировать с помощью специальных приложений состояние здоровья.
Дискуссия о пользе и вреде современных гаджетов и их месте в жизни детей и подростков может быть достаточно горячей. Но, с тем фактом, что они мешают учебному процессу в школах, соглашаются и сами учащиеся. Так, соцопрос, проведенный инициаторами запрета на смартфоны в школьных стенах, демонстрирует, что нововведение готовы поддержать не только учителя, а и родители, и даже сами школьники.
Категория опрошенных
Поддерживают нововведение
Педагоги
90%
Родители
89%
Учащиеся
61%
Суть нововведения
Стало известно, что школам России рекомендовали ограничить использование мобильных во время проведения уроков. Давайте же разберемся, что именно изменится для школьников разных возрастных групп.
Громкое заявление «запрет мобильных телефонов на уроках» вовсе не значит, что детям запретят иметь при себе смартфон или планшет. Рекомендации касаются именно непосредственного использования гаджета во время уроков.
Итак, школам порекомендуют:
- внести соответствующие изменения в устав заведения;
- организовать специальные места для хранения гаджетов в кабинетах, куда бы ученики могли складывать свои смартфоны на время урока;
- разработать способы коммуникации детей и родителей в случае экстренной необходимости.
Важно! Скорее всего, запрет на гаджеты также коснется и педагогов, ведь почти 75% опрошенных считают, что учитель также не должен пользоваться гаджетами в личных целях во время урока.
Стоит заметить, что авторы нововведения предусмотрели особые условия для детей, использующих гаджеты в медицинских целях. Так, сегодня существуют приложения, позволяющие определять уровень сахара в крови или превратить смартфон в слуховой аппарат. Вне сомнения, на учеников, нуждающихся в подобной помощи гаджета, строгое правило распространяться не будет.
На протяжении всего 2019-2020 учебного года планируют производить мониторинг эффективности данной меры:
- Роспотребнадзор будет следить за состоянием здоровья учащихся;
- Рособрнадзор и Российская академия образования – за изменениями в успеваемости участников эксперимента.
Что реально изменится с 1 сентября 2019 года
По сути, уже сегодня в уставе большинства учебных заведений четко прописан запрет для учеников и педагогов на использование гаджетов в личных целях во время учебного процесса. Так почему же информация о том, что в России могут с 01.09.19 ограничить использование детьми мобильных телефонов в школах, так взволновала общественность?
Мнение педагогов известно и понятно. Для них телефон на парте – серьезная помеха работе. Мнение родителей тоже объяснимо – им гаджеты помогают контролировать нахождение ребенка и держать с ним постоянную связь (нередко даже во время урока). Запретить детям вообще приносить смартфоны в школу нельзя, ведь большинство ребят после уроков посещают кружки и секции, к которым им приходится добираться самостоятельно. В этом случае связь с родителями – это еще и вопрос безопасности ребенка. Убедить либо обязать родителей приобретать школьникам максимально простые модели без камеры и доступа к интернету тоже вряд ли реально.
Вероятнее всего, новым с точки зрения авторов запрета, станет официальное введение правил, которые и сегодня известны многим:
- ставить телефон на беззвучный режим во время урока;
- сдавать гаджеты при входе в класс;
- не приносить смартфоны с собой, если урок проходит в отдельном кабинете (информатика, физика, химия, физкультура…);
- не производить в стенах школы фото и видео съемку.
Какие методы коммуникации с родителями предложат ученикам начальной школы, где могут вообще запретить гаджеты как таковые? Будут ли санкции для злостных нарушителей? На кого возложат ответственность за разбитый или украденный с места общего хранения смартфон? Ответы на эти и другие вопросы, возникающие у педагогов и родителей, обещают озвучить уже в последних числах августа.
А пока предлагаем послушать, что говорят о запрете смартфонов в школах России: