Тюменцы горячо обсуждают новые инфраструктурные и жилищные проекты, которые предложено реализовать в городе. Самый быстрорастущий в РФ региональный центр (население Тюмени уже перевалило за 800 тысяч) то и дело перешивает свой «градостроительный костюм», благо бюджет позволяет и бизнес активен. Сейчас у всех на слуху с десяток дорогостоящих задумок — уже реализуемых или находящихся в чертежах. К некоторым из них отношение горожан противоречивое, иные стали яблоком раздора, как, к примеру, проект строительства мощной транспортной развязки на окраине Тюмени, корректировки которого уже пять месяцев настойчиво добиваются от регионального правительства на общественных слушаниях и даже судебных заседаниях сотни жителей коттеджных поселков.
Ну а свежайший позитивный проект, чуть ли не сенсационный, еще совсем сырой и не осмысленный подавляющим большинством тюменцев, касается преобразования улицы Дзержинского (в прошлом Садовой) в пешеходную зону. Вообще-то замысел давний, это уже третья с начала века попытка отдать улицу в историческом центре для моциона, превратить в «местный Арбат». Сейчас по заказу муниципалитета идею рассматривают под разными углами в поиске лучшего решения архитекторы проектного института из Санкт-Петербурга. Представленная ими недавно концепция просто сенсационна: она ориентирует на формирование обширного пешеходного квартала, включая три прилегающие к Садовой улицы, изобилующие памятниками деревянного зодчества. Цель — создать аналог знаменитого 130-го квартала Иркутска, который при обороте в 11 миллиардов рублей приносит в бюджет солидный доход.
Масштаб замысла таков, что потребует преобразования пространства со строительством подземных паркингов и автомобильного туннеля, демонтажом отдельных, не представляющих ценности, зданий. Можно, конечно, ограничиться и улицей Дзержинского, будет дешевле, быстрее и проще, только вот вложения не окупить, предупреждают архитекторы. Заказчик в раздумьях: заманчиво, но кардинально меняется подход к использованию исторической территории — от пассивного к активному. Хватит ли финансовых ресурсов? Экономика пока не просчитана. Как ожидается, в начале лета обкатанную в кругу специалистов и общественников концепцию представят горожанам, за этим последует детализация смет.
В обсуждение проекта парка «Алебашево» были вовлечены тысячи тюменцев, 150 экспертов, с учетом их предложений и пожеланий сформирована архитектурно-градостроительная концепция
Другая «взрывная» идея должна до конца года детально отразиться в проектной документации (объявлен конкурс на ее разработку на сумму 9,1 миллиона рублей): через Туру перебросят пешеходный мост. Он станет вторым после Моста влюбленных — визитной карточки Тюмени. Потребность в новом сооружении вызвана кардинальным преобразованием заречной части города. Здесь возводят жилые комплексы с высоким уровнем благоустройства и нешаблонной организацией архитектурного пространства и уже приступили к строительству новой набережной напротив имеющейся многоярусной в исторической зоне. Для новоселов, любителей пеших и велосипедных прогулок мост станет ценным обретением, ибо напрямую свяжет новые кварталы с трехкилометровой набережной, центром Тюмени.
Жителей новость немало удивила и, судя по опросу популярного интернет-издания, разделила ровно надвое: кто-то в восторге, а иные доказывают, что мост нужнее в другом месте либо разумнее потратить деньги на очередной автомобильный переход. Муниципалитет отреагировал: предстоит общественное обсуждение.
До недавнего времени левый берег Туры был покрыт густыми зарослями — деревьями и кустарниками, за зеленью которых скрывались частные домики. Их место, по задумке, займет незатейливая набережная, эскизные виды которой вызвали жесткую критику многих тюменцев за скудость насаждений, а также высотные здания, торговый центр. Скромная улица Береговая (от нее, собственно, и перекинут будущий мост) расселена, но с января по март то и дело попадала в эпицентр внимания, поскольку покинутые людьми дома неизвестные поджигали семь раз. Последний собственник, пенсионерка, не соглашавшаяся с условиями выкупа участка, уверена: таким образом ее склоняли к уступке. Компромисс, к счастью, найден.
Далее, ниже по течению Туры, есть неосвоенная территория, с которой связаны надежды на воплощение своего рода суперпроекта — создание событийного парка «Алебашево». В прошлом году он вошел в число победителей конкурса Агентства стратегических инициатив (АСИ), в феврале его презентовали на Всемирном урбанистическом форуме ООН-Хабитат в Абу-Даби. Алебашево — это озеро, токсично грязное, с зеленой, но захламленной болотистой территорией окрест. Инициативная группа горожан задумала превратить 14 клоачных гектаров в притягательное место для разнообразного досуга, проведения многолюдных мероприятий. Плавучая сцена и вместительный амфитеатр, пляж и оранжерея, лодочная станция и спортивные площадки, отель и ресторан, свадебный и гостевые домики… В обсуждение проекта были вовлечены тысячи тюменцев, полторы сотни экспертов, с учетом их предложений и пожеланий сформирована архитектурно-градостроительная концепция парка. Дело исключительно благое, все, вроде, за, ведь конфликта интересов нет. Девелоперам власти дали понять, что многоэтажкам тут не быть.
По словам руководителя центра городских практик АСИ Татьяны Журавлевой, в перспективе ожидаемый поток отдыхающих и туристов превысит миллион человек в год, а объем бизнес-инвестиций в стартовом для парка «Алебашево» 2020-м составит ориентировочно 1,2 миллиарда рублей. Бюджетные вливания в обустройство будут минимальными, но позволят очистить озеро, находящееся в собственности РФ, за счет казны. По всей видимости, федеральной: региону посулены субвенции в рамках нацпроекта «Экология». Процедура подготовки документации несколько затянулась, тем не менее в областном департаменте недропользования уверены, что к зиме 2023 года Алебашево станет безопасной акваторией, готовой выполнять рекреационную функцию.
Мнения
Александр Моор, губернатор Тюменской области:
— Вовлечение жителей в соучастное проектирование, разработку концепции проекта, в последующий контроль за выполнением работ принципиально важно. Первый проект благоустройства Гилевской рощи тюменцы раскритиковали, мы трижды его переделывали. Зато в результате совместной творческой работы получили одно из любимых горожанами мест для прогулок, досуга. Похожий опыт был и с Затюменским экопарком, который в итоге также стал местом притяжения для многих тысяч жителей.
Барт Голдхоорн, архитектор:
— Качество застройки в решающей степени формирует привлекательность городской среды. Типовые многоэтажные коробки отрицательно влияют на нее, качественное жилье с развитой инфраструктурой способствует формированию комфортной среды обитания. Плохо, когда сначала появляются кварталы новостроек и лишь потом муниципалитет начинает думать о создании рабочих мест, транспортного сообщения. Девелоперы должны подстраиваться под город, а не наоборот.