Ветеран в год своего 100-летия напутствовал экипаж корвета "Гремящий"

Пусть экипаж нового корабля вместе с флагом ВМФ примет как эстафету поколений и понесет с Северного флота на Тихоокеанский звание гвардейского! Таким, если суммировать, было главное пожелание командиру корвета «Гремящий» капитану II ранга Олегу Потапову от ветерана-североморца и заслуженного корабела Павла Васильевича Лапшинова, который восемь лет служил на эсминце «Гремящий», воевал на нем в Заполярье и сохранил живую память об этом до наших дней.

В годы войны Лапшинов со своим экипажем участвовал в проводке союзнических конвоев и уже в 43-м был награжден за это именной медалью английского короля Георга IV «За боевые заслуги» — весьма почитаемой в королевских ВМС Великобритании. А теперь, много лет спустя и буквально накануне своего 100-летнего юбилея, бывший старшина отделения на гвардейском эсминце «Гремящий» принимал у себя в гостях командира только что построенного на Северной верфи в Петербурге корвета «Гремящий».

За тем, как проходили и проходят испытания нового корабля с давно знакомым именем, ветеран следит из Северодвинска, где живет и где работал с первых послевоенных лет. И где Павла Лапшинова знают как заслуженного корабела — ответственного сдатчика 9 атомных и 3 дизельных подводных лодок. А еще — строителя плавдока «Сухона», с помощью которого выводятся из эллинга и спускаются на воду современные АПЛ, включая и совсем недавнюю такую «премьеру» под названием «Новосибирск», первый серийный «Ясень-М» (проект 885М санкт-петербургского МБМ «Малахит»).

Организовать такую «встречу поколений», чтобы гвардейская эстафета стала по-настоящему живой, задумал первым председатель совета ветеранов-подводников «Севмаша» Виктор Сорокин и тогда же попросил подключиться «Российскую газету». На Северной верфи в Петербурге, где в то время начинались государственные испытания нового корвета, идею поддержали. Руководитель пресс-службы Ольга Данилевская и директор заводского музея Игорь Ивановский во время совместной экскурсии познакомили нас с командиром «Гремящего» и его заместителем по работе с личным составом, которые прибыли на завод с Тихоокеанского флота и туда же — вместе с новым кораблем и своим экипажем — мечтали вернуться…

А на Северном флоте, особенно в ветеранских кругах, было желание оставить у себя корабль с легендарной историей. Ведь он и после войны много чего повидал. А у Новой Земли на рубеже 60-х испытал на себе мощь первых ядерных торпед. О том, как это было, теперь уже некого расспросить, остались только мемуары его последнего командира про последние мили «Гремящего»…

Но старшина из экипажа военной поры жив! В пятницу, 27 декабря, Павла Васильевича Лапшинова поздравляли со 100-летием всем Северодвинском. А перед этим он сам напутствовал заново рожденный корабль: вручил Олегу Потапову командирские часы и сделал первую запись в книге почетных посетителей нового корвета: «Желаю вам чтить и приумножать лучшие традиции моряков военных лет. Семь футов под килем и всех благ на счастье нашей Родины!».

Тем временем

Головной корвет проекта 20350 «Гремящий» 26 декабря выполнил артиллерийские стрельбы по воздушной цели в Баренцевом море в ходе госиспытаний. Об этом сообщил начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга. Ранее гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев дал понять, что «Гремящий» планируется передать ВМФ России «в районе новогодних праздников».

Ветеран в год своего 100-летия напутствовал экипаж корвета "Гремящий"

Август 1993 года, Баренцево море. Теплоход «Анна Ахматова» с участниками международной конференции «От моратория на ядерные испытания — к их полному запрету» совершает плавание по маршруту Архангельск — Новая Земля — Мурманск. Последний командир эсминца «Гремящий» капитан I ранге в отставке А.И. Алферов дает интервью на траверзе губы Черная архипелага Новая Земля, где с осени 1957-го остается в полузатопленном состоянии на мелководье ОС-5. Именно так было закодировано название эсминца «Гремящий» для участия в испытании первых торпед с ядерными зарядами: опытное судно №5, по существу — корабль-мишень с регистрирующей аппаратурой.» Фото: Архив движения за экологическую безопасность «К новой Земле»