Благотворительный фонд «Старость в радость» предложил волонтерам стать «телефонными друзьями» для одиноких пожилых людей. На этот призыв уже откликнулись некоторые петербургские добровольцы проекта взаимопомощи #Мывместе.
— Вам надоела изоляция? Но вам всегда есть, с кем чатиться или кому позвонить. А представьте, как от изоляции устали одинокие пожилые люди. Поэтому мы запустили новый проект — служба «Дружба». Основная наша задача — дать пожилым людям почувствовать, что они не одни, что есть человек, который позвонит, выслушает. Кто-то, кому не все равно, — объясняют суть проекта в фонде. — Наши добровольцы уже регулярно звонят нескольким бабушкам из Архангельской, Воронежской, Рязанской областей. Мы видим, как это важно для пожилых людей. Волонтеры для них становятся ниточкой, связывающей с большим миром.
Для того чтобы стать «телефонным другом», достаточно иметь стабильный интернет в любой точке России. Звонки бесплатны и для волонтеров, и для пенсионеров. Для безопасности обеих сторон разговоры записываются.
Желающим присоединиться к службе «Дружба» нужно заполнить анкету. Затем кураторы фонда проведут установочные собеседования и вебинары об особенностях общения с пожилыми людьми. Если будет необходимо, они смогут консультировать активистов и в процессе волонтерства.
— Помните, что будет нужна регулярность, и что общение планируется сохранить и после окончания карантина, — предупреждают в фонде.
Некоторые добровольцы проекта взаимопомощи #Мывместе уже заявили о своем желании быть «телефонными друзьями» одиноких бабушек и дедушек.
— Это очень своевременное предложение, — говорит петербурженка Анна. — Акция взаимопомощи во время пандемии подходит к концу. А привычка помогать старикам за эти два месяца уже сформировалась. Доходит до смешного: когда решаю взять паузу и пару дней не беру заявок на доставку продуктов и лекарств, чувствую «ломку». Участвуя в проекте #Мывместе, я не только почувствовала себя полезной, но и поняла, что общаться с бабушками и дедушками по-настоящему интересно. Им есть, что нам рассказать. Нам есть, чему у них научиться. Поэтому сейчас я с удовольствием стану «телефонным другом» для бабушки или дедушки, которым не с кем поговорить.
— Я тоже заполнила анкету для участия в проекте, но отношусь к этому без лишней эйфории, — говорит другой петербургский волонтер Татьяна. — По образованию я психолог, поэтому понимаю, что может быть очень непросто. Сложные характеры, усугубленные болезнями и возрастной немощью, проблемы с памятью, перепады настроения… «Телефонным друзьям» бабушек и дедушек нужно быть готовыми к тому, что от них потребуется очень много терпения и — не побоюсь этого слова — самоотверженности. У меня есть опыт и профессиональные навыки, поэтому в себе я уверена.
— На заре формирования фонда «Старость в радость» волонтеры переписывались с пожилыми людьми бумажными письмами. Я тоже. Даже ездила потом к бабушке по переписке в Московскую область, — рассказывает доброволец Василиса. — Это хорошая, светлая инициатива, но жизнь, как обычно, может внести коррективы. Многие старики с удовольствием будут говорить с «телефонными друзьями». Другое дело, что, как и с письмами, здесь важна регулярность. Сейчас на самоизоляции время есть, потом может не быть, а бабушки и дедушки привязались, ждать будут. Дай Бог, чтобы все, кто вступит в проект, оказались ответственными людьми.
Будни волонтера: Помочь и не осуждать
Одиночество стариков — одна из главных тем в волонтерских чатах. Особенно в самой страшной своей форме — когда у пожилого человека есть дети и внуки, но фактически он брошен. В такие моменты добровольцы с трудом справляются с негодованием.
«Женщина 90+, ветеран, живет на «Просвещения» на пятом этаже без лифта. Два инсульта, болезнь Паркинсона, плохо видит, плохо ходит, высокое давление с сопутствующими проблемами. При этом все делает сама, и в квартире очень чисто — бабуля молодец. А теперь внимание! У нее три дочери в Америке и внучка в Сестрорецке. И она никому не нужна. Я пообещала, что буду ее навещать, помогать по мере сил… Вскоре мне позвонила из Америки одна из дочерей и поинтересовалась, кто я такая. Говорит: «Мама не одинока». Как же не одинока, если она после инсультов лежала в больнице, и к ней совсем никто не приходил?! «Я думала, этим соцработник занимается»… При чем здесь соцработник? Бабушке просто нельзя оставаться одной! В ее возрасте это опасно. Я уже молчу о том, что ей банально не с кем поговорить. Не понимаю, как так можно… Сказала ей: «Неужели вы думаете, что я смогу бросить вашу маму после того, что увидела?». Нет, они искренне считают, что раз отправляют маме деньги, то этим все компенсируют»…
«Поступила заявка на лекарства. Звоню — голос молодой женщины. Говорит: «Мне некогда, перезвоните». Через час отвечает недовольным тоном: «Надо маме доставить лекарства, но мне сейчас неудобно их перечислить, я за рулем по городу езжу». Понимаете? Она на машине колесит по Петербургу и не может купить родной матери необходимые таблетки, звонит волонтерам, как в службу доставки!»
«Похожая ситуация. Заявка от дедули, но он путается, не помнит, рецепт платный или бесплатный, не знает адрес аптеки… В разговоре упоминает дочь, просим ее телефон, чтобы помогла разобраться. Наличие дочери напрягло сразу, но думаем, мало ли, может, она слепоглухонемая мать восьмерых грудных детей. Всякое бывает, а мы не полиция нравов. Звоним, дама бодрым голосом желает, чтобы мы забрали у ее престарелого папы рецепт и сами прозвонили аптеки в поисках лекарства. На нашу просьбу выяснить хотя бы адрес аптеки и сообщить его нам, тогда мы все сделаем, она сообщает, что, дескать, на даче, и ей несподручно звонить по всяким там аптекам… Сказать, что мы были обескуражены, — это ничего не сказать. Собираемся морально, объясняем, что мы помогаем одиноким пожилым людям, тем не менее готовы привезти ее папе лекарство, несмотря на то, что у него есть дочь (которая оставила его одного и уехала на дачу, — думаем про себя). Но пусть она хотя бы поможет — узнает о наличии нужных таблеток в аптеках. Дама была недовольна, заявку отменили».
У меня была только одна такая нехорошая заявка. В квартире живут бабушка и внучка. Внучка себе еду через интернет заказывает, а бабуля, которой больше 90 лет, вынуждена просить волонтеров сходить в магазин за продуктами для себя. Да и расплачивается старушка сама. Неприятный был момент. Но из таких случаев тоже извлекаются уроки — не осуждать. Все под Богом ходим, он все видит, а наша задача заключается в другом — просто помочь».
Справка «РГ»
Согласно оперативной информации Смольного волонтеры проекта #Мывместе выполнили 16610 заявок от петербуржцев старше 65 лет, соблюдающих самоизоляцию.
Контакты
Единая справочная линия по вопросам, связанным с коронавирусом, в Санкт-Петербурге: 122.
Оставить заявку на получение волонтерской помощи можно по телефону 8-800-200-34-11, а также с помощью мобильного приложения «ОНФ.Помощь».
Информационно-справочная служба системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга: (812) 241-20-57.
Горячая линия Центра городских волонтеров в Санкт-Петербурге: (812) 245-32-20.