Мошенники разработали новый метод проведения афер в социальных сетях с применением социальной инженерии, сообщают «Известия».
Обычно жертвами мошенников становятся парни подросткового возраста. В начале у ребенка появляется «хороший» друг в интернете, который очень близко общается с жертвой. После этого со счета мобильного начинают пропадать деньги, а потом и банковской карты. И пока родители или сам ребенок не заметит пропажи, суммы могут увеличиваться. Вернуть утраченные деньги почти не представляется возможным.
Сотрудник одного из банков поделился подобной историей в своей странице в Facebook. Его сын, 14-летний юноша, стал жертвой аферистов. Сначала с его мобильного счета МТС были переведены деньги на совершенно незнакомый номер. Затем подключился автоплатеж, и деньги начали пропадать уже с карты. Карта ребенка считалась дополнительной картой его отца. Пока выясняли что же случилось, с карты пропало 1,5 тысячи рублей.
Такой же историей поделилась читательница «Известий». Со счета ее 17-летнего сына маленькими переводами в 300-400 рублей было украдено в общей сумме 7 тысяч рублей. Молодой человек продолжительное время не обращал никакого внимания на списания средств, на что и рассчитывают аферисты. Согласно выписке из банка эти траты были заявлены как оплата мобильной связи или интернета.
В этих двух случаях была задействована карта Альфа-банка. В пресс-службе организации заявили, что такие инциденты были совершенны посредством социальной инженерии. Также стала известна сама схема этой аферы. Как оказалось, она весьма проста, хоть и требует некоторого времени. Злоумышленник знакомится с жертвой с соцсетях, втираясь к нему в доверие. В одном из диалогов «случайно» проскальзывает казалось бы невинная просьба. Дать свой номер телефон, так как он хочет зарегистрироваться на каком-нибудь ресурсе, а его личный телефон сломался.
После этого на номер жертвы приходит СМС-код, который злоумышленник просит отправить ему. Затем номер ребенка регистрируется на сервисе по переводу денег с телефона на телефон. И если жертва сообщит пришедший на его телефон код, то злоумышленнику уже не составит труда переводить деньги с его номера к себе на счет.
Уточняется, что если на номере стоит автоплатеж, то деньги начнут списываться уже с банковской карты. Эта услуга очень популярна в России, так как позволяет не задумываться о ежемесячном пополнении «вручную». Таким образом мошенники будут списывать деньги со счетов жертв до тех пор, пока на карте не закончатся деньги, или автоплатеж не отключат.
Вернуть утраченные средства почти невозможно. Можно подать иск на аферистов, но из еще надо поймать. Да и если поймают, то денег у них уже может не быть. При этом, банки и сотовые операторы никак не отвечают за действия своих клиентов и их детей. Они лишь выполняют свои обязательства по договору на предоставление услуг, сообщил юрист международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.
Социальная инженерия и раньше использовалась мошенниками. Одной из самых распространенных схем была отправка СМС с оповещением о проведении акции и розыгрыша призов, получить которые можно отправив ответное сообщение. Списывались суммы тоже маленькими «порциями», и потому жертвы совсем не замечали подвоха.
В новом варианте мошенничества выбираются подростки более старшего возраста, которые уже имеют свои банковские карты и хорошие тарифные планы мобильной связи. Также свою роль играет психология. Юноши попадаются на эту удочку гораздо чаще, чем сверстницы. Так как девушки более практичны и их тяжелее взять на слабо, чем парней.
Психологи призывают проводить разъяснительные беседами со своими чадами, которые входят в эту группу риска. Но рекомендуют делать это мягко, не в лоб. А лучше ограничить своих детей в тратах своих финансов, чтобы избежать таких инцидентов.