Уральцы стали все чаще выбирать местные экологические продукты

Желание людей урезать расходы, но вместе с тем повысить качество жизни приводит к сегментации рынка. Так, по итогам исследования центра «Ромир» и компании BCG, россияне хотят увеличить потребление свежих продуктов — молочных и мясных, а также овощей и фруктов. И это дает бизнесу, который делает ставку на производство полезных товаров, широкое поле деятельности. А государство может поддержать это направление, стимулируя потребительский спрос. Заручиться доверием покупателя помогает в первую очередь подробное описание состава продукта. (Хотя иногда производители ради маркетингового хода добавляют приставку «эко» и идут на другие ухищрения, чтобы создать иллюзию качества.)

— Выстраивать долгосрочные отношения с потребителем невозможно без реализации его права на информацию. Для этого существуют разные способы: введение возрастной отметки, разделение продукции по составу на полках. Например, уже внедряют маркировку о содержании сахара и соли для осведомления покупателя, — перечисляет варианты директор аналитического агентства из Челябинска Дмитрий Чудиновских.

Между тем ограничительные меры не всегда идут на пользу, порой они приводят лишь к дополнительным расходам, влекущим, в свою очередь, снижение качества или повышение цен. По словам эксперта, намного важнее найти альтернативу, которая нивелирует деятельность недобросовестных поставщиков. К примеру, предприниматели предлагают развивать местное фермерство.

— Три года назад мы запустили агрофраншизу: владельцы личных подсобных хозяйств приобретают у нас молодых бычков, а когда они вырастут, продают их мясокомбинату, — поясняет Серго Степанян, директор дивизиона тюменского агрохолдинга. — Однако отрасли с такой низкой маржинальностью без господдержки не обойтись, пока в регионе всего 30-40 фермерских хозяйств.

В сегодняшних условиях далеко не все, особенно мелкие хозяйства, готовы внедрять инновации.

— Мы пытаемся убедить фермеров, что зеленый корм на гидропонике выгоднее, чем традиционные кормозаготовки, — говорит Александр Арбатский, представитель сыроварни из Тюмени.

Инновационные технологии выращивания сырья и создания функционального питания сегодня пользуются большим спросом. Поэтому бизнес призывает органы власти к поощрению научных исследований. К слову, недавно Российский научный фонд поддержал разработку ученых УрФУ, создавших витаминные сыры и йогурты для укрепления иммунитета.

Наблюдая стремление россиян к безопасному и здоровому образу жизни, специалисты хотят улучшить и среду обитания. Так, видя активную миграцию населения за город, на Урале собираются летом построить прототип экополиса — поселения с системой «умного дома», которая станет следить за температурой воздуха, расходованием энергии и качеством продуктов.

Правда, эффект от всех этих мер будет, только когда жители освоят новации, а предприниматели сделают их более доступными. Совершить такой скачок без изменений нормативной базы и наличия длинных денег вряд ли удастся, уверены участники рынка. В основном они просят государство снизить налоги, сегодня забирающие треть выручки компаний, и применить риск-ориентированный подход, чтобы бизнес смог выиграть время на формирование новой культуры потребления.

Прямая речь

Владимир Пушкарев, депутат Государственной думы РФ:

— Из-за смены привычек у населения появляется запрос на новые продукты, а при расширении ассортимента товаров — на помощь в их выборе. Эту функцию выполняют специализированные магазины с сетевыми площадками, где люди делятся опытом, известные блогеры рассказывают о гастрономии. Потребителю становятся важны сезонность и точка реализации — спрос растет на местное продовольствие, что гарантирует его свежесть и натуральность.