Перед самым началом нового учебного года в "Российской газете" было опубликовано расследование о конфликте в омской гимназии N62 (См. "Ядовитый Росток", "РГ — Неделя" от 28 августа). Начавшись с маленького недоразумения между учеником-подростком и учительницей физкультуры, этот конфликт был так заряжен эмоционально, что раздулся до масштабов всей страны и приобрел самые уродливые формы. Какие уроки будут извлечены из этой совсем не детской истории? После публикации в «РГ» тему подхватили множество российских СМИ. Остановить этот ураган попытались в омской мэрии, приняв непростое решение об увольнении директора гимназии Марины Дюковой. «Конфликтная ситуация достигла апогея, — заявила мэр Омска Оксана Фадина. — Никто не умаляет заслуг Марины Петровны, она уважаемый человек, внесший немалый вклад в образовательную систему города, но, если выбраться из клинча не представляется возможным, нужно все это останавливать».
Напомним, одной из сторон этого конфликта оказалась наша коллега, собкор «РГ» в Омске Наталья Граф. В прошлом году ее 14-летний сын поссорился в школе с классным руководителем. Сказанные подростком слова «Я учусь не в лучшей школе, и вы — не самый лучший учитель» молодой педагог сочла оскорблением. И директор гимназии Марина Дюкова с ней согласилась. Парню было велено извиняться, и он, после долгих бесед с матерью, внушавшей ему, что иногда следует перебороть себя и пойти на компромисс, пошел просить прощения. Однако учитель его то ли не услышала, то ли не захотела услышать, и подросток угодил на больничную койку с неврозом. Обстановочка была нелегкая. К тому моменту с обеих сторон уже было сказано многое — но не услышано ничего. Вот если бы тогда нашелся кто-то, кто смог бы их помирить! Увы.
Наталья отправила жалобы в городской департамент образования и в прокуратуру. Там вначале решили спустить все на тормозах. После этого мать вышла в публичное пространство, написав тяжелый пост в соцсетях, который невозможно читать без слез. О том, как трудно быть услышанным — а быть понятым и вовсе невозможно.
Собственно, после этого началась та самая «эскалация конфликта», о которой упоминает мэр Оксана Фадина. Никто не уступал ни пяди. Наталья защищала сына как могла, обращаясь во все инстанции. И ее упорство, ее умение не сдаваться — один из главных уроков в этой истории. Она пробила глухую стену — это нелегко, но возможно, и это надо знать тем, кто не хочет мириться с несправедливостью. Другое дело, что, возможно, нам нужно учиться останавливать конфликт до того, как ситуация пройдет точку невозврата.
Плачущую над сыном маму по анонимному доносу чуть не обвинили в экстремизме
Тем временем школьная администрация охраняла свои ценности: Марина Дюкова и сейчас считает слова «не лучший» оскорблением, а попытку (то ли она была, то ли нет) ученика записать слова учителя на диктофон — угрозой школьному миропорядку. Опытнейший педагог, очевидно, признает только знакомую всем нам авторитарную модель: непререкаемый авторитет учителя и безропотное послушание учеников.
О плюсах и минусах такой модели можно рассуждать бесконечно, она, безусловно, работает: недаром ведь гимназия N62 считается одной из лучших в Омске. Вот только на вопрос, что делать с умными, развитыми, раскованными и свободными современными подростками, «бунтарями», у такой модели ответ один — избавляться. Так и гимназия пыталась избавиться от острого на язык и не признающего авторитетов подростка — в чем, заметим, и преуспела, сейчас сын нашей коллеги учится в другой школе.
Не работает теперь в элитной гимназии и директор (обе стороны конфликта как будто «зеркалят» друг друга). Как заметила мэр Омска, в педагогической деятельности Марины Дюковой «что-то пошло не так». Оказалось, что не все разделяют мнение о том, что учитель всегда прав. Выяснилось, что от педагогов ждут гибкости и умения «слышать и чувствовать родителей», не говоря уже об учениках. Сама же Марина Петровна считает собственное увольнение слабостью со стороны руководства, которому надоела негативная информационная шумиха. «Я сожалею, что с учительством так расправляются», — с горечью говорит Марина Дюкова. По ее словам, по школе «проехали катком» — 12 проверок за год, допросы и травля в соцсетях.
И мама ученика, и уволенный педагог говорят, по сути, об одном и том же — об унижениях, которым они подверглись, об оскорблениях и совершенной невозможности найти точки соприкосновения. Мы не умеем мириться, мы умеем только воевать — до последнего, переступая все рубежи. Ведь в конце концов дошло до того, что плачущую над измученным сыном маму правоохранительные органы по анонимному доносу чуть не обвинили в экстремизме — в призывах взяться за оружие. Об этом абсурде писала «РГ». И, к счастью, здравый смысл возобладал — в возбуждении уголовного дела в отношении нашей коллеги отказано. Это подтвердили «РГ» в омском УМВД.
Но в целом конфликт, к сожалению, не исчерпан. Продолжается судебный процесс, в котором устанавливается, причинили ли действия школьных педагогов вред здоровью ученика или нет. И тут вряд ли обойдется без негативных эмоций и взаимных обвинений. Чтобы впредь избежать подобных ситуаций, в Омске решили создать Совет по этике при городском департаменте образования. Предполагается, что в него войдут руководители школ, ветераны педагогического труда, психологи. «Школа не должна превращаться в место битвы», — подчеркивает Оксана Фадина.