В правительстве планируют ввести новые штрафы для автомобилистов. Тех, кто смог бесплатно проехать по платной дороге, скоро могут начать «наказывать рублем». Неоплаченный проезд может обернуться для водителей штрафом в 2500 рублей. Правительственную инициативу 20 июня рассмотрит Президентский совет по совершенствованию гражданского законодательства. Ожидается, что поправки внесут в Административный и Бюджетный кодексы. В настоящее время для проезда по коммерческой трассе необходимо оплатить сбор на специальном пункте. Кроме неудобства для водителей, к недостаткам такой системы оплаты относят и то, что строительство и содержание таких «касс» обходится недешево. Решить проблему может система free-flow или свободный поток. Эта постоплатная автоматизированная система поможет избежать лишних бюджетных трат, а для автомобилистов она сэкономит время, которое уходит на вынужденную остановку. Также «свободный поток» планируют использовать и для начисления новых штрафов.
Чтобы внедрить нововведение, необходимо разработать соответствующую законодательную базу. На сегодняшний день нет ни одного правового документа, который бы регулировал такой способ взимания платы за проезд по коммерческим участкам автомагистралей. Кроме того, необходимы и нормативные акты, которое будут регламентировать наказание за неоплаченный проезд. В настоящее время в России действует несколько платных участков дорог общей протяженностью более 1300 километров. Первая платная дорога появилась в 1999 году в Липецкой области. Протяженность участка федеральной трассы «Дон», за проезд по которому взималась плата, был менее 450 метров. Через год, распоряжением кабинета министров, его увеличили до 50 км. В 2007 году был принят закон, который официально устанавливал статус платной магистрали. В документе подробно прописаны все права и обязанности владельца. Правом бесплатного проезда по коммерческим участкам автотрасс пользуются экстренные службы, машины почтовой связи, любой общественный транспорт, за исключением такси.