В России разрабатывается многоразовый летательный аппарат, способный на гиперзвуковой скорости передвигаться как в атмосфере, так и в космосе.
На первых изображениях, оказавшихся в распоряжении агентства РИА Новости, изображен БПЛА самолетного типа с одним двигателем, который будет разгонять установку до скорости в 7 махов (8575 километров в час. — Прим. ФАН). Устройство является прототипом перспективного многоразового летательного аппарата и на начальном этапе полета будет запускаться с самолета-носителя. Приземляться дрон будет при помощи парашютов — такая схема полета делает беспилотник многоразовым.
Как отмечает генеральный директор АО «ИСОН» (компания-разработчик. — Прим. ФАН) Юрий Бахвалов, при производстве летательного аппарата будут использоваться только комплектующие российского производства. При этом БПЛА получит двигатель от разгонного блока «Бриз-М» — 14Д30.
«В 2023 году планируется проведение пяти летных испытаний опытного образца с использованием самолета-носителя, которым будет М-55 «Геофизика», — сообщил Бахвалов.
Согласно задумке инженеров устройство сможет подниматься на высоту в 160 километров и выводить на орбиту высотой до 500 километров космические аппараты различного назначения. Каждый такой дрон будет рассчитан на не менее чем на 50 полетов.
Комментируя новую разработку, эксперт ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Кошкин в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей заявил, что России необходимо переключаться на использование многоразовых космических аппаратов и больше вкладываться в «давно забытое направление».
«Нам необходимо вновь осваивать многоразовое восхождение — как в атмосфере, так и в космосе. В Советском Союзе был прекрасный «Буран» — очень хороший проект, который у нас почему-то посчитали бесперспективным и дорогим.
И сейчас мы видим как раз наследие «Бурана» — то есть пришло время достать проект, отряхнуть от пыли и, серьезно переработав, сделать из него достойный многоразовый современный космический аппарат. Сегодня пришло время пользоваться именно такими аппаратами», — подчеркнул Кошкин.
По словам Кошкина, на первом этапе использования космического дрона действительно будет целесообразнее и экономичнее использовать схему запуска с самолета-носителя. Это, к слову, должно составить конкуренцию компании SpaceX с ее возвращаемыми разгонными блоками.
«На первом этапе лучше использовать самолет, а уже потом, после тестовых полетов, дрон можно будет совершенствовать и усложнять. Так что на сегодня это направление, которое требует более активной разработки: для этого есть заказ, НИОКРЫ, и естественно, что подобного рода проект в значительной степени сможет нас подготовить к сдерживанию возможной космической угрозы со стороны Запада», — заключил собеседник ФАН.
Как стало известно в 2017–2018 годах, сотрудники «ИСОН» разработали программу аэродинамических испытаний, собрали испытательную модель и проверили ее в аэродинамических трубах на скоростях до 4 махов. Кроме лицензии госкорпорации «Роскосмос», устройство получило международный сертификат системы менеджмента качества на разработку и создание ракетно-космической техники.