В Москве начал работу вертолетный отряд для пациентов с инфарктом

С 1 февраля в ГКБ имени Юдина появился вертолетный отряд. Основной профиль «эскадрона врачей летучих» — инфаркты и инсульты. «Вертушка» доставляет больного на площадку во дворе больничного городка. Там уже ждет «скорая», на которой за пару минут пациента доставят в реанимацию. Историй спасения у авиаторов — десятки. Одна из них произошла на глазах корреспондентов «РГ».

В Москве начал работу вертолетный отряд для пациентов с инфарктом

Вертолетный отряд именно в этой больнице — объективная необходимость, объясняет главврач Денис Проценко. Стационар — один из базовых в сети сосудистых центров столицы. Ангиографы, компьютерные томографы, полноценное отделение неврологии для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения — все здесь есть. Но еще важнее для сосудистых хирургов — время, так называемый "золотой час". Если за 60 минут успели довезти пациента с инсультом до операционной, шансы на быстрое выздоровление повышаются многократно. А из отдаленных районов Москвы и Подмосковья даже с "мигалками" по дорогам так быстро не долетишь. Другое дело — по воздуху!

На часах вертолетной диспетчерской — 9.00. Экипаж немецкой машины ВК117С-2 спешит на взлетную площадку. Экстренный вызов поступил из Подольска. В дороге, прямо за рулем, мужчине стало плохо, подозрение на инсульт. Срочно требуется операционная. Через несколько секунд пилот Московского авиационного центра и врач Центра экстренной медицинской помощи готовы к вылету.

"Восемь-восемь-шесть, я Кортик-5, — вызывает медицинский борт диспетчерская. Как всегда, ровный и спокойный голос в радиоэфире — это Константин Верещагин, начальник отдела полетно-информационного обслуживания Московского авиационного центра. — На площадке ветер, порывы — до 5 метров в секунду. Температура минус 1, давление 1003. Площадка к взлету готова". Вертолет оснащен также, как и автомобиль "скорой". Дефибрилляторы, чтобы запустить сердце. Прибор искусственной вентиляции легких — он обеспечит дыхание самому "тяжелому" пациенту. Есть даже инкубаторы для перевозки новорожденных.

Минут через 15 вертолет уже над оживленной дорогой. Там остановлено движение, готова площадка для посадки. Пилот старается посадить "немца" как можно ближе к автомобилю больного… На борту ВК117С-2 места не так много, но пациент и врач размещаются свободно. Летчик берет обратный курс. По пути ориентируют диспетчерскую: везем мужчину, инсульт подтверждается, нужно готовить операционную…

Медицинский вертолет оснащен так же, как и "скорая": есть дефибрилляторы, прибор искусственной вентиляции легких и даже инкубаторы для новорожденных

На авиационной площадке уже ждет реанимобиль. Ему разрешают подъехать к борту. Не прошло и минуты, как мужчина в машине, еще две — и он в руках сосудистых хирургов…

"Наша специализация — это неотложные, ургентные состояния, — продолжает рассказ "РГ" главврач больницы. — Инсульты, инфаркты, сочетанные травмы при ДТП — страшные, массовые аварии… Появление вертолетного отряда делает помощь доступнее для тех, кто живет за МКАД, в Новой Москве". Никогда не забудет свой первый вылет командир воздушного судна Екатерина Орешникова. "Была автомобильная авария, — говорит дама-пилот. — Тяжело ранены дети… Я видела, как наш врач пытался их реанимировать, но спасти их было уже невозможно. Погибла целая семья! А виновник аварии выжил…" Екатерина и врач, который только что пытался "вернуть" умиравших ребят, взяли на борт того, кто только что погубил несколько жизней. "Это просто пациент, это просто пациент", — этот внутренний голос точнее диспетчера вел экипаж по воздушному маршруту до больницы.

Виновник или потерпевший, взрослый или ребенок — не имеет значения для "небесной" "скорой помощи". На постоянном дежурстве в Москве — уже четыре вертолета Московского авиационного центра. Два из них базируются на аэродроме Остафьево, по одному — в ГКБ N 15 имени О. Филатова и вот теперь — еще и в больнице имени Юдина. С начала этого года вертолетные бригады спасли 32 пациента, а за весь 2018-й — 526.