Якуты — составной этнос: в его формировании участвовал древний народ тунгусы и пришлые тюрко-монгольские племена. Несмотря на то, что тунгусы принимали участие в этногенезе якутов, отношения между ними были недружественными, даже запрещались взаимные браки. Религия тунгусов была намного суровее, чем у якутов.
Какая пища считалась ценной, а какая «нечистой»
Скот местных пород был вынослив и холодостоек, но доился только летом. Имеется в виду коровье молоко и конское — кумыс. Самым ценным продуктом была конина. На севере разводили оленей.
Из коровьего молока делали простоквашу — суорат, её замораживали на зиму, добавляя ягоды, коренья, мясо. Зимой откалывали и варили на этой основе суп — бутугас. В рационе присутствовали дичь и рыба. Одним из способов охоты было использование пасущегося быка, за которым прятался охотник. Такой же приём применяли североамериканские индейцы. Якуты умели охотиться верхом на лошади, а также натаскивали для охоты собак.
Занимались рыбной ловлей. На деревянных плоскодонках и берестяных лодках, которые назывались «тыы», ловили сачками или сетями. Иногда устраивали коллективный проход с неводом; добыча делилась поровну на всех участников. Зимой практиковали подлёдный лов через прорубь. Рыбу ели сырую и вареную, про запас замораживали или заквашивали в ямах.
Якуты питались и дарами леса: щавель, черемша, различные коренья, и даже внутренний слой коры деревьев. Ягоды собирали меньше, а малину совсем не ели: она считалась нечистой.
Кузнецы в звериных шкурах
До прихода русских якуты одевались главным образом в шкуры: прядение, ткачество и валяние войлока не развивались. Ткани были привозным товаром, их носили наиболее богатые члены рода.
Активно использовался конский волос: из него плели шнуры, верёвки, арканы, рыболовные сети, вышивали узоры. Одежда, особенно женская, украшалась вышивкой и аппликациями.
Практиковалась резьба по дереву и мамонтовой кости. Характерный мотив в орнаментах — бычьи рога. Это очень древний символ, он встречается по всей Евразии: в Месопотамии, на Крите, в Индии, Испании, Скандинавии и т.д.
Народ якутов хорошо владел кузнечным ремеслом. Искали руду, выплавляли и чеканили изделия из различных металлов: железа, меди, серебра. Для женщин изготавливались серьги, кольца, цепи, браслеты и всевозможные подвески. Серебряной, золотой и медной чеканкой украшались конская сбруя, пояса, одежда и оружие (до прихода русских это были лук со стрелами и копья).
В отличие от большинства сибирских народов якуты умели мастерить не только металлическую и кожаную посуду, но и лепную керамику.
При заготовке на зиму сена для скота косили траву с помощью косы-горбушы. Коса-литовка (которой косят с выпрямленной спиной) появилась у якутов — в XVII веке, с приходом в Сибирь русских (на Руси она вошла в обиход в XIV в.).
Единицей измерения земли у якутов служил «кю-рюё» — участок, который требовался для создания одного стога.
Как проехать по тайге
Летом лучше всего верхом. Местные лошади — маленькие, очень выносливые и неприхотливые, приученные к пересечённому рельефу. В зимнее время якуты использовали лыжи, аналогичные русским. Разница заключалась в том, что на Руси их подбивали шкурой с голени лося, а в Якутии — шкурой оленя или лошади.
В качестве вьючных и тягловых животных использовали быков. Зимой их запрягали в особые сани — силис сыарга — с полозьями из кривых стволов деревьев. А вот в сани-нарты с прямыми полозьями запрягали оленей.
Якутский дом: что общего у якутов с норманнами
Дом якутов — юрта — имел сложное внутреннее устройство. Это было не кочевое жилище, каркас которого делался из жердей. Летняя юрта накрывалось сшитой берестой, зимняя — бревенчатым настилом. Сверху постройки стелили дёрн, который срастался и давал дополнительную защиту от холода и влаги. Внешняя часть стен выстраивалась из дёрна и заливалась глиной. Под одной крышей объединялись жилое помещение, склад, мастерские и хлев. Вход и очаг жилища устраивали с ориентиром на стороны света. Вход всегда был на востоке. В дальнем правом углу делался очаг — осох. Зимой его топили постоянно. Вдоль стен располагались длинные лавки — орон. Лавка слева от входа предназначалась для молодых мужчин и работников. Женщины и дети размещались возле очага. Самой почётной считалась лавка, идущая вдоль левой (южной стены). Там, где эта стена заканчивалась, находился священный угол, где находились предметы, имеющие отношение к религии.
Похожие дома сохранились в Гренландии со времён норманнской колонизации. Лишний повод вспомнить и, подтверждающие, что скандинавы явились из Азии.
Невесты из других краёв
До XIX века было принято многожёнство. Каждая жена имела свою юрту и хозяйство. Невесту было принято выбирать в другом роде и желательно даже в другом улусе. За невесту вносили калым, состоящий главным образом из скота, часть которого забивалась для свадебного пиршества. Жених получал приданое, включающее утварь, меха и предметы хозяйственного обихода. Меховой женский плащ был особо дорогой вещью и переходил по наследству.
На свадьбе исполнялись сказания о предках, любовно-лирические песни, сказки (в том числе о животных), шуточные песни вроде русских частушек. На исполнении богатырских легенд специализировались отдельные сказители — олонхосут: они пели в технике горловой фальцетной полифонии — с эффектом двуголосия. Среди музыкальных инструментов были варган, струнные и ударные инструменты. Танцы были как хороводные, так и персональные.
Как у якутов выглядело рабство
Рабом мог стать военнопленный, бедный сородич или проданный в рабство ребёнок. Все эти варианты были весьма распространёнными. Аристократы-рабовладельцы назывались тойонами. Рабы составляли их военный отряд, пасли скот, выполняли работы по дому. Раб имел право на семью и отдельную юрту.
Многоярусный мир и души умерших шаманов
По вере якутов мир имеет девять ярусов, в которых обитают существа, невидимые в мире людей, но оказывающие на него большое влияние. Духам верхних уровней приносили в жертву лошадей, нижних уровней — коров.
Якуты верили в духов предков, которые делились на умерших праведно и неправедно и в соответствии с этим вели себя после смерти. Считалось, что большой силой обладали души умерших шаманов. Признавалось существование духов — хозяев различных природных объектов. Одним из самых важных культов был культ женской богини плодородия.
Религиозными вопросами ведали шаманы: как мужчины, так и женщины. Они могли перевоплощаться в животных — их двойников. В обрядах шаманы использовали бубны: не круглые, а овальные — дюнгюр.
Элементы тотемизма у якутов сохранились до сих пор: у каждого рода имеется животное-покровитель, которое запрещается убивать и называть по имени.
Православие якуты начали принимать в XVIII веке. К обычным серебряным украшениям добавлялся большой крест. В священном углу юрты, кроме защитных символов добрых духов, появились иконы.