Как выжить автотранспортникам Урала, пока пассажиры сидят дома

На этой неделе в городах Уральского округа несколько оживилось движение общественного транспорта. Между тем в первой декаде апреля в большинстве муниципалитетов пассажиропоток упал до критического уровня, снизился по сравнению с благополучными месяцами на 70-90 процентов. К примеру, в стотысячном Тобольске автобусы выходили на линию только утром и вечером. Даже в миллионном Челябинске троллейбусы и трамваи днем не выпускали из парков. Как перевозчики переживают «мертвый сезон», насколько велик у них запас прочности и за счет чего они могут продержаться, пока пассажиры остаются дома, выясняли корреспонденты «РГ».

Как выжить автотранспортникам Урала, пока пассажиры сидят дома

Понедельник. Пора в рейс

К полудню понедельника, согласно замерам «Яндекса» (индекс самоизоляции), вне своих домов находилось до половины и более горожан-уральцев. Если на прошлой неделе индекс, измеряемый по пятибалльной шкале, обычно в эти часы колебался между отметками в 3 и 3,3, то 13 апреля картина резко изменилась. Шадринск, Курган, Миасс, Ишим, Екатеринбург, Челябинск и еще ряд промышленных городов опустили планку до 1,8-2,2 балла, что означает «на улице очень много людей». «Улица» — понятие в данном случае условное: оно включает всех, кто вне дома, в том числе переместившихся в цеха, мастерские, офисы, на стройплощадки.

С возобновлением работы нескольких тысяч предприятий УрФО поток пассажиров общественного транспорта ощутимо вырос. В Тюмени в часы пик салоны маршруток, недавно ходивших полупустыми, теперь, случается, вновь максимально наполнены. Что, правда, очень напрягает, ибо о социальной дистанции и заикаться не приходится.

Но для отрасли это один из обнадеживающих сигналов, и таких немало. Несколько примеров. В столице Южного Урала отменен 7-часовой дневной перерыв для трамваев и троллейбусов. В соседнем Копейске возобновлены рейсы на ряде замороженных маршрутов. В Екатеринбурге существенно увеличили количество рейсов. В Тобольске, где автобусы курсировали всего два часа утром и столько же вечером, теперь они ходят практически по нормальному графику.

В начале апреля регулярное сообщение между микрорайонами и заводами Тобольска прервалось не только из-за введения жесткого режима самоизоляции и свертывания активности бизнеса. Градообразующие предприятия нефтехимии выпуск продукции не останавливают, поскольку у них производство непрерывного цикла. Однако часть персонала из числа горожан компания «Сибур» перевела на полумесячную вахту.

Ну и сильно сказалась на кассовых сборах блокировка на территории всей Тюменской области транспортных карт с бюджетным возмещением — полным или долевым — стоимости проезда. Их в регионе выдано свыше 300 тысяч. Пенсионерам, школьникам, студентам ездить, как объявлено, некуда и незачем: «Нечего заразу распространять».

— Посмотрим, с чем этот месяц закончим. Городской транспорт «перезапустили», а вот о возврате межрегионального сообщения пока приходится лишь мечтать. Один междугородный маршрут остался — до Тюмени. В салоне народу не ахти, но более-менее приемлемо. Хорошо хоть «Бла-Бла-Кар», наш серый конкурент, приостановил свою деятельность, — говорит сотрудник ПАТП Игорь Полуянов.

Убийственный убыток

В самой Тюмени автобусы по-прежнему ходят по расписанию выходных дней — в полтора-два раза реже, чем в будни. Такой график сохранится до конца месяца, сообщили в Тюменьгортрансе. Что касается межмуниципальных маршрутов, то они по-прежнему «провальные», количество рейсов сокращено где на треть, где наполовину.

Отметим: в других субъектах федерального округа ситуация аналогичная, в иных районах и вовсе плачевная. Как выживают перевозчики?

Тобольское ПАТП, большинство родственных предприятий Тюменской области, соседних регионов в марте выкрутились: зарплаты выплачены полностью и, как правило, без опозданий. Но за апрель никто не ручается: появились огромные финансовые прорехи, латать их нечем.

В ходе общения с рядовыми работниками, инженерами, менеджерами компаний-перевозчиков Западной Сибири, Южного Урала выяснилось, к каким «инструментам экономии», помимо названных, руководители транспортных компаний прибегают в ситуации острого дефицита оборотных средств. Они нехитрые: снижение зарплат, вплоть до «минималки», краткосрочные отпуска, в том числе неоплачиваемые, совмещение функций водителя и кондуктора. Чаще всего отправляют билетеров «отдохнуть» владельцы небольших АТП.

Городской транспорт «перезапустили», но о возврате межрегионального сообщения пока приходится лишь мечтать

На Среднем Урале, по статистике, к среднему бизнесу относится всего 35 процентов перевозчиков, остальные — малые и микропредприятия. Коронавирус подставил подножку всем. По словам мэра Екатеринбурга Александра Высокинского, потери МУП «Гортранс» достигли десятков миллионов рублей. С учетом того, что общественный транспорт в уральской столице, за исключением метро, перешел с графика выходного дня на будничный во избежание скопления людей и снижения рисков заражения, убытки могут вырасти. На брифинге глава города посулил перевозчикам компенсации из бюджета. Правда, в пресс-службе пояснили: «Возможные меры поддержки еще обсуждаются».

— Пусть раньше компания имела оборот два миллиона рублей с рентабельностью 10 процентов. Сейчас он вдвое снизится. Надо платить зарплату, покупать запчасти, бензин, проводить техобслуживание. На какие шиши? Один убыточный месяц съест пять прибыльных, — с пессимизмом оценивает перспективу председатель союза транспортных организаций Курганской области Алексей Кирпищиков.

С ним солидарен председатель координационного совета объединений работодателей и профсоюзов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства УрФО Николай Косюк. По его мнению, перевозчики и до прихода коронавируса находились на грани выживания, сейчас же и подавно. Временные сдвижки платежей разве что отдалят, но не предотвратят крах. Надежда лишь на субсидирование выпадающих доходов.

Форс-мажорные аргументы

Корпоративные сообщества в целом выработали солидарную позицию касательно тактики действий и аргументации своих позиций. В обращениях к структурам исполнительной власти бизнес-объединения подчеркивают: без значимых преференций многие перевозчики разорятся, а оставшиеся попадут в затяжную депрессию, которая скажется на качестве сервиса. Немедленных обильных вливаний из бюджета не требуют («Мы понимаем, в каком незавидном положении оказалась экономика страны»), однако на самые неотложные нужды просят у распорядителей казны. К числу последних в Тюменском союзе автотранспортников относят расходы на покупку дезинфицирующих средств, лицевых масок.

— Без них машину в рейс не выпустишь. Но траты-то нешуточные, в создавшихся условиях — серьезное обременение для перевозчиков, — отмечает директор союза Николай Мингалев.

Наземный пассажирский транспорт вкупе с автовокзалами и станциями включен в национальный перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Известно о формировании Минтрансом РФ пакета мер по его поддержке. В пределах своих полномочий способны помочь регионы. Так, в Челябинской области хотят освободить от транспортного налога всех автобусников на городских, пригородных и междугородных маршрутах.

— Отличный шаг, но, увы, он не выручит. Доля транспортного налога в совокупных расходах и обязательных отчислениях незаметная. Послабление по имущественному налогу — тоже хорошо, однако и оно тонущего не спасет. Самая большая — зарплатная составляющая. Справляться с ней станет неимоверно трудно. Нам предлагают взять беспроцентные кредиты. Ладно, возьмем, только из каких прибылей гасить потом долг? Их априори не будет. Путь в банк — дорога к банкротству. А тут уже проблема с приобретением горючего вплотную подступила, — делится тревогой директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.

Продавцов ГСМ союз просит предоставлять отсрочку платежа «хотя бы на месяц». Крупный оператор АЗС вроде не против, однако поставил условие: «Только под гарантию банка или областного правительства». Еще одна угроза — платежи по лизингу. Десятки предприятий арендовали в расчете на выкуп сотни новых автобусов и могут их лишиться: для расторжения договора достаточно месячной просрочки.

— В перечень форс-мажорных обстоятельств эпидемия, пандемия не включены. На этом основании лизинговые компании отказывают в отсрочке. Между прочим, для себя они добиваются налоговых каникул. Логичным будет, согласитесь, распространить их в данной связке на пассажирские АТП, — убеждает Саранчук.

В атмосфере неопределенности и смятения как никогда велик соблазн увеличить стоимость проезда. В Челябинске объявлено о подорожании в мае билетов с 25 до 28 рублей на нескольких маршрутах. Перевозчики Кургана предлагают повысить тариф на проезд в автобусах также на три рубля, пусть не весной, но не позже 1 июля. Промедление смерти подобно, предупреждают они. В Тюмени не решаются выходить за рамки утвержденного пару лет назад правила: ежегодная прибавка не должна превышать один рубль.

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.