Нижегородец научился делать каменные топоры и добывать огонь трением

Угадайте, какую роль на выставке играет сырое мясо? Его можно разрезать «ножом», только что отколотым от куска кремня.

Нижегородец научился делать каменные топоры и добывать огонь трением

Именно так нижегородец Сергей Белый демонстрирует качества и практичность доисторических орудий труда. Какими, возможно, они были миллион лет назад. Первобытные орудия труда в версии любителя истории сейчас можно посмотреть на выставке «О каменном веке. Сергей Белый», открывшейся в Зачатьевской башне кремля. Это авторская выставка предметов реконструкции материальной культуры и технологий каменного века.

Миллион лет назад, два миллиона, три. Это невозможно охватить разумом. Это настолько давно, что мозг реагирует совершенно бесстрастно: палеолит, кремень, каменное рубило, каменный топор. Сергей Белый предлагает сыграть с его острыми кремневыми кусками в ролевую игру «Каменные орудия палеолита». Он берет большой обломок кремня, бьет по нему отбойником, отколовшимися пластинами с заостренными краями наделяет посетительниц выставки: «Пользуйтесь, этим удобно чистить рыбу». «Возьмите и будьте осторожны — этим можно разрезать слона».

Каменные рубила и ножи, копья, дротики, утварь, украшения, тотемы, светильники из морских раковин, охотничье и боевое оружие, предметы быта и обихода, одежда, маски — всего более 300 предметов представлено в экспозиции. Все они сделаны из природных материалов: обсидиан, кремень, кость, кожа, древесина твердых пород, смоляной вар, растительные волокна.

Сергей Белый называет себя антропологом-самоучкой. Он слушает лекции, просматривает кинохронику о племенах, не знавших железа. Много читает, воплощает прочитанное и увиденное в предметах. Представляя свои изделия, демонстрирует их в работе, делится подробностями и произносит слова, которые не распознает даже «Гугл».

— У кремневого отщепа острый край, — показывает Сергей. — Кремневыми «щепками» мы режем мясо, чистим фрукты, овощи. Кремень относится к самым твердым горным породам (тверже только кварцит и алмаз), но алмаз редко встречается в природе, а кремня — как грязи.

Сергей ищет материалы сам, часто подбирает их под ногами и скалывает отбойниками.

— Кремень колется, как стекло. Он бывает трещиноватый или плотный, однородный, с ним удобно работать. Хорошо и послушно скалывается. За качественным сырьем пращуры ходили за 800 километров! Очень хорош кремень из Крыма и Донбасса, мне его присылают, — приговаривает автор выставки.

Ее посетители могут сами примериться к роли первобытного человека и сделать подобие каменного ножа или рубила. Дети, бывает, приходят на выставку, увлекаются и могут смастерить вполне функциональный каменный топор, добыть огонь.

— Вот рубило. Такие орудия люди начали делать два с половиной миллиона лет назад, — рассказывает Сергей. — Сложнее сделать каменный нож. Чтобы получить большой бифас (каменный нож. — Прим. ред.), нужен очень большой кусок качественного кремня, много его скалывается в процессе заострения. Посмотрите, это — древний сверлильный станок, это — атлатль (приспособление для метания копья. — Прим. ред.). А это праща. Берется обычная волокнистая сухая пенька. Скручивается веревочка с корзинкой. В середину кладется камень, раскручивается… И он летит со скоростью пушечного ядра.

Будущий царь иудейский Давид поразил с помощью такой пращи великана Голиафа, вспоминается к слову.

Попутно с ознакомлением Сергей проводит своего рода викторину, ищет эрудитов-единомышленников:

— Кто мне скажет, что это такое?

— Болас!

— Правильно, болас! Очень древнее слово! Проблематично попасть копьем в пробегающую с табуном лошадь. А таким орудием (болас — это несколько камней, заплетенных в кожаные ленты. — Прим.ред.) можно поймать до трех лошадей, запутавшихся в приспособлении.

Кстати, научный факт: гены неандертальцев обнаружены у многих европейских народностей. Вы чувствуете зов древней крови? «Э-ге-гей! Привыкли руки к топорам!»

Комментарии

Юрий Филиппов, генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника:

— Музей не может существовать без людей увлеченных, по-хорошему «сумасшедших». Сергей — один из друзей музея такого формата, он реконструирует каменный век, наиболее отдаленную страницу нашей истории. Везде есть допуск творческой фантазии, и, наверное, какой-нибудь специалист найдет в ней исторические неточности. Но это авторская реконструкция предметов — то, как он чувствует, как он пытается проникнуть в давно минувшую жизнь. Мир, который тогда окружал человека, был совершенно иным.

Дмитрий, турист из Москвы, угадавший назначение боласа:

— Да, в рассказе Сергея очень много фантазии. Но его выставка интересна и в целом хороша для популяризации этой сферы знаний. Кто-то захочет сделать нечто похожее, другой просто заинтересуется историей и начнет читать, а можно настолько увлечься, что станешь настоящим приверженцем и отправишься на какие-то раскопки с историческим факультетом.