Ректоры раскрыли подробности вступительной кампании-2020

Корреспонденты «Российской газеты» узнали, как будет проходить приемная кампания и сессии в ведущих вузах Ростовской и Пензенской областях.

Ректоры раскрыли подробности вступительной кампании-2020

Инструкцию опубликуют в июне

В интернете гуляет страшилка, что абитуриенты прошлых лет с более высокими баллами по ЕГЭ составят конкуренцию выпускникам этого года и вытеснят их.

Однако в Пензенском государственном университете (ПГУ) говорят, что на самом деле таких — единицы. Так что особой конкуренции выпускникам этого года они не составят. Впрочем, и тех, и других в этом году ждет необычная приемная компания.

«В нашем вузе она уже стартовала — с онлайн консультаций для поступающих. — рассказал директор Центра организации приема и довузовской подготовки ПГУ Игорь Камардин. — Круглосуточно специалисты университета отвечают на вопросы абитуриентов в группе Вконтакте. По понедельникам здесь же проходит видеовключение, а по субботам — тренинги и лекции по профориентации».

Если режим самоизоляции будет продлен, то прием документов будет осуществляться тоже с применением дистанционных технологий через собственную электронную систему университета. Подробная инструкция появится на сайте университета в июне. Кроме этого, абитуриентам дано право предоставить оригинал документа об образовании, необходимый для зачисления. Также они обязательно должны пройти медосмотр в течение первого года обучения.

По тем образовательным программам, где предусмотрены дополнительные вступительные и творческие испытания университет готов проводить их с применением дистанционных технологий. Их отработают во время сессии. Уже принято решение, что у студентов зачеты и экзамены будут проводить онлайн по утвержденному ранее расписанию.

«Будем использовать университетскую электронную платформу, — сообщил «РГ» ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков. — Еще в 2017 году мы создали собственную Электронную информационную образовательную среду. И к моменту возникшей необходимости перевели обучение в онлайн. Огромный поток обращений в начале дистанционного обучения привел к тому, что не выдерживали серверы, система подвисала. Пришлось оперативно нарастить мощности серверов, и система пришла в штатный режим».

Пока идет дискуссия по поводу сдачи госэкзаменов и защиты дипломных работ. Как сделать, чтобы не пострадали качество оценки знаний? Особенно если у студентов нет необходимого оборудования или хорошего интернета. На этот случай вуз рассматривает возможность очно-заочной оценки знаний.

Это будет выглядеть так: в специально оборудованной аудитории с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований будут находиться студент и секретарь комиссии. Члены комиссии смогут задавать вопросы дистанционно через видеоконференцсвязь. Если этот вариант удастся внедрить, составят строгий график приема студентов, чтобы избежать скученности.

Университет погружается в онлайн

Уже точно известно, что абитуриенты Южного федерального университета (ЮФУ) в этом году будут поступать в онлайн режиме.

«Даже дополнительные конкурсы, пройдут дистанционно, — сообщила на онлайн пресс-конференции ректор ЮФУ Инна Шевченко. — Например, для абитуриентов, поступающих на специальность «физкультура», будут учитываться результаты сдачи норм ГТО и наличие звания кандидата в мастера спорта. По направлению «архитектура» недавно прошла большая федеральная олимпиада и отправленные на нее работы зачтутся в качестве конкурсного испытания. Трансформируется и традиционный творческий конкурс для журналистов. Но в этом случае, конечно, нельзя полностью исключать общения с абитуриентом. Но и оно пройдет в онлайн формате».

Кстати, еще в прошлом году университет частично уже проводил приемную компанию в онлайн режиме. Это касается поступления в вуз иностранных студентов.

И, похоже, пандемия коронавируса ускорит уже наметившуюся тенденцию и даже после снятия карантинных мер значительная часть университетской работы так и останется на «удаленке».

В Южном федеральном университете уже около трети студентов поступает и в магистратуру по конкурсу портфолио и результатам федеральных олимпиад, для рассмотрения которых вполне подходит дистанционный режим. Цифровые платформы также позволяют встроиться в системы взаимодействия с ведущими университетами мира, создавать совместный онлайн-контент, участвовать в международных исследовательских программах и работать с большими данными.

Дистанционный режим меняет и сам процесс обучения. Специализированные цифровые платформы позволяют фиксировать практически все виды учебной деятельности студента. И формируют в электронном пространстве вуза так называемый цифровой след, по которому нетрудно составить представление о достигнутых в течение семестра результатах.

В целом, как показала практика, вузы вполне могут проводить онлайн научную и образовательную работа, приемную и выпускную кампании, довузовскую подготовку, программы переподготовки и повышения квалификации, цифровые ярмарки вакансий для студентов и даже дни открытых дверей.

Однако дистанционное образование выявило и проблемы, для которых приходится искать нестандартные решения. В удаленном режиме оказалось сложно преподавать некоторые виды декоративно-прикладного искусства, например, скульптуру. Трудности возникли с использованием на «удаленке» и сложного оборудования, необходимого, например, при обучении специальностям, связанным с нанотехнологиями. Чтобы получить доступ к такому оборудованию в некоторых случаях разрабатывается обучающая система виртуальной и дополненной реальности.

«В перспективе необходимо не просто создавать систему дистанционного образования, а работать над цифровой платформой, которая позволяла бы учитывать психоэмоциональное состояние преподавателя и студента, — продолжает Инна Шевченко. — Нужно по-новому регламентировать образовательный процесс, разбираться в том, как эффективнее читать лекции в дистанционном режиме, какой контент и какие приложения при этом использовать. Как адаптировать для таких занятий лектора, тем более если преподаватели работают не из аудитории, а из дома. Это ведь совсем другая психологическая и эмоциональная составляющая».

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.