Цифровизация практически всех сфер человеческой жизни перешла в фазу фронтального наступления. Еще недавно главной темой обсуждений была цифровизация экономики, а сегодня об этом дискуссируют представители медицины, науки и образования.
Самой чувствительной сферой цифровизации и предметом особой заботы и внимания является сегодня система образования, об этом в своей статье пишет председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Одним из важных вопросов, по мнению Матвиенко, является судьба в цифровом мире фундаментальных основ учительского труда — передачи знаний и воспитания.
Многие учебные материалы, классные журналы, дневники переводят в разряд онлайн-версий. Общеобразовательные школы, средние и высшие профессиональные учебные заведения активно оснащают современными технологиями, доступом в широкополосный Интернет и т. п. Из-за цифровизации меняется процесс преподавания, учителя начинают осваивать новые методы обучения.
Эксперты уверены, что ведущей линией образования станет самостоятельное изучение материала. С детства ребёнок будет ориентирован на то, что бы обретать знания самостоятельно. Педагог будет выступать лишь в роли помощника.
У цифровизации есть обратная сторона, которая несет в себе немало минусов. Например, возникают проблемы с полнокровной социализацией личности. Соревновательность в учебе становится заочной или исчезает вообще. В школе всех ступеней она играет важнейшую роль в становлении личности, выработке волевых качеств, инициативности, лидерства и многих других граней ума вступающего в жизнь человека.
Некоторые эксперты отмечают, что цифровизация приведет к упрощению работы преподавателя, поскольку тогда работа учителя будет заключаться лишь в помощи, консультации, разбора спорных случаев и т. п.
«На мой взгляд, такое «гильотинирование» роли учителя категорически недопустимо. Учитель — центральная фигура системы образования на протяжении всей истории человечества. Он остается ею и сегодня», — цитирует Матвиенко «Парламентская газета».
Компьютер, робот или искусственный интеллект оказывают действенную помощь в поиске информации, избавляют от рутинной работы, связанной с ее запоминанием.
«Но только учитель может научить школьника ее пониманию, навыкам интеллектуального осмысления информации, верификации, приведению в систему. Учитель, его личность — ключевое звено в образовательном процессе», — отмечает Матвиенко.
Nation News сообщало, что Медведев поздравил крупные российские вузы с Днем знаний.