Share Tweet Share Share Email Comments23 января 2018 года исполнился 71 год знаменитому каскадеру, актеру, продюсеру Александру Иншакову. Он не только ставил трюки во многих советских фильмах, но и сам нередко появлялся в кадре (например, в «Крестоносце» и в «Бригаде»), поэтому его лицо знакомо многим зрителям. Но это — скорее, исключение из правил. Большинство каскадеров, дублирующих актеров в опасных эпизодах, остаются в тени и становятся неизвестными героями фильмов. О том, кто на самом деле дрался, падал, горел и тонул вместо советских кинозвезд, — далее в обзоре.
Александр Иншаков в молодости
Александр Иншаков пришел в кино из спорта — он был первым чемпионом Москвы по карате. В качестве каскадера и постановщика трюков Иншаков принял участие в съемках фильмов «Человек с бульвара Капуцинов», «Тегеран-43», «Асса», «Плюмбум, или Опасная игра», «Холодное лето 53-го» и других. Ему приходилось дублировать Александра Абдулова, Леонида Ярмольника, Гойко Митича. Иншаков выступил продюсером нашумевшего сериала «Бригада», стал актером и постановщиком трюков в фильмах «Крестоносец» и «Мальтийский крест». В 1991 г. Иншаков создал и возглавил Ассоциацию каскадеров России.
На съемках “Человека с бульвара Капуцинов”, 1987 приходилось переодеваться и женщиной (настоящие женщины не могли поднять на руки Миронова), и индейцем
Одним из своих любимых фильмов каскадер называет «Человека с бульвара Капуцинов». Благодаря работе Иншакова и целой группы его коллег фильм получил приз «За лучшую драку между советскими актерами», а киноведы называли его самым зрелищным фильмом. Иншаков вспоминает: «На съемках этой картины собралось четыре каскадерские группы со всего Советского Союза. Жили все вместе в Феодосии и там готовились. Пока строили декорации, ковбойский городок, пересмотрели огромное количество вестернов и вообще различного материала по этой тематике, в итоге напридумали бог знает какие штуки, что-то позаимствовали, конечно, что-то изобрели сами». Для драк отлили бутылки из смолы — они выглядели натурально, а бились очень легко, не причиняя вреда, а также заказали бальзовое дерево из Африки — оно было хрупким и легко ломалось.
Александр Иншаков на съемках фильма “Мальтийский крест”, 2008
Каскадер признается, что даже у профессионалов трюки не всегда удаются, и травмы на съемочной площадке — явление нередкое: «Бывает, что огонь полыхнет не в ту сторону или взрыв окажется направленным не туда. Травму можно получить и в фехтовальном бою с тяжелым оружием. Актер от души маханул мечом — и тебя спасет только реакция! У меня переломов не было, но растяжения, ушибы, ожоги случались… Как-то снимали картину «Запретная зона» — о смерче в Ивановской области. Смерч воссоздали реактивной установкой: несколько двигателей последовательно включались и создавали воздушный поток огромной силы. Мы туда входили, некоторое время летели, затем катились по земле… Установкой управляли солдаты, один не расслышал команды, и… в меня полетела поленница дров метров 15 в длину. Сильно ударило по голове, вполне могло убить, но я сориентировался и отделался ушибами… Курьезы случались. В «Борисе Годунове» была батальная сцена с лошадьми, порядка 500 голов. Поляки и русские скачут друг на друга, лошади сошлись и… построились! Второй раз, третий… И ничего не поделаешь, они привыкли ходить строем».
Кадр из фильма “Д'Артаньян и три мушкетёра”, 1978
Опытный фехтовальщик Владимир Балон стал постановщиком боев во многих советских фильмах: «Чертова дюжина», «Шаг с крыши», «Берегись автомобиля». Но популярность ему принесли «Д'Артаньян и три мушкетёра» и «Гардемарины, вперед!», где он снялся в качестве актера — он сыграл де Жюссака и слугу шевалье де Брильи Жака. Каскадер рассказывал: «Помню, в «Гардемаринах» снимали длинный бой между Боярским и Жигуновым. Драка начинается в комнате, потом по винтовой лестнице они перемещаются наверх, дерутся на балюстраде, затем оба падают вниз, фехтуют там и влетают обратно в ту же самую комнату. То есть такой замкнутый круг получился… Когда накануне я рассказал оператору, как это будет происходить, он поморщился: «Слушай, ну зачем эти сложности? Помахали клинками перед камерой для вида — и хорош!» Но сцена получилась блестяще — я бы занёс её в тройку своих лучших постановочных боев. Получился «диалог на железе».
Сергей Жигунов и Владимир Балон
Постановщиком трюков в «Мушкетерах» был мастер спорта и вице-чемпион СССР по самбо Николай Ващилин. Он также работал над фильмами «Сибириада», «Остров сокровищ» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Он был руководителем курса трюковой подготовки актеров ЛГИТМиКа и подготовил десятки каскадеров на «Ленфильме». Ващилин признается: «На нас ложилась ответственность за все, что может случиться плохого на площадке. Это сейчас в контракте появился пункт, что за все отвечает актер. А в наше время каскадеры отвечали за все по закону». Каскадеру довелось гореть в кадре вместо Никиты Михалкова и перепрыгивать с одной сосны на другую вместо Виталия Соломина.
Николай Ващилин репетирует трюк на съемках фильма “Урга”, 1990
Постановкой трюков с использованием авто— и мототехники занимался Александр Микулин. Он был задействован в съемках более 70 фильмов в 1960—1980-х гг. «Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно, — рассказывает каскадер. — Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том, как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца, один — «послушный», а другой — «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает: «Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю: «А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял, и на тот день съемки закончились…».
Александр Микулин в фильме “Тегеран-43”, 1980