«В Шанхае — крупнейшем городе Китая накопилось немало проблем. Реформа помогла решить многие из них. В своем развитии город делает ставку на реформу» (Из интервью с заместителем мэра Шанхая Лю Чженьюанем)

Шанхай начинается с набережной. Это и сегодня его визитная карточка. Здесь, пожалуй, острее всего чувствуется ритм многомиллионного города, его настроение.

С рассветом на набережной появляются любители всех видов национальной гимнастики «ушу» — искусства боя с оружием и без него. Приходят в любую погоду, независимо от времени года. Люди постарше предпочитают заняться оздоровительной гимнастикой, имитируя движения животных и птиц. Считается, что так можно лечить даже хронические заболевания. В руках у спортсменов помоложе — спортивные мечи, копья, шесты и еще какие-то предметы, напоминающие секиры. Все это мелькает в воздухе, сверкает, издавая при ударах мелодичный звон.

В центре круга зрителей немолодая седовласая дама, она вызывает на бой любого желающего. Вот, крепко ухватив противника за руки, чуть повыше локтя, она проводит серию каких-то неуловимых движений, легкий толчок — и… поверженный наземь верзила растерянно таращит глаза под дружный хохот зрителей и стрекот туристских кино- и фотоаппаратов.

Днем набережную наполняет рабочий люд — докеры, моряки, торговцы. А вечером она полностью принадлежит влюбленным. Это тоже шанхайская традиция, овеянная морской романтикой.

Здесь побывал русский писатель И. А. Гончаров. «Вон и Шанхай виден. Суда и джонки, прекрасные европейские здания, раззолоченная кумирня, протестантские церкви, сады — все это толпится еще неясной кучей, без всякой перспективы, как будто церковь стоит на воде, а корабль на улице…» — так выразил свое первое впечатление от Шанхая писатель, путешествовавший по свету на фрегате «Паллада». Было это более 130 лет назад, но и сегодня знаменитая шанхайская набережная мало чем отличается от того времени.

В 1840 году этот китайский город оказался под контролем империалистов. Иностранные сеттльменты ощетинились штыками наемной полиции, врезались в тело города высокими оградами, превратив Шанхай в рай для международных авантюристов, дельцов и прочих любителей легкой наживы.

До освобождения страны в 1949 году это был некий космополитический вертеп, где процветали беззаконие, эксплуатация дешевого труда, преступность, разврат.

Но было и другое. Рос и расправлял плечи китайский пролетариат, мужало студенчество, ширились ряды интеллигенции. В этом городе создавал свои произведения великий китайский писатель Лу Синь, состоялся I съезд Компартии Китая.

С Шанхаем связано имя Сунь Ятсена — «буревестника» китайской революции, которого В. И. Ленин называл «революционным демократом, полным благородства и героизма», здесь похоронена его вдова — Сунь Цинлин, которая многие годы была председателем Центрального правления Общества китайско-советской дружбы. В конце 20-х годов к Шанхаю, который оказался в центре китайской революции, были обращены взоры советских людей. Помните, у Маяковского:

И гаркнул я,
сбившись
с поэтического тона,
громче
иерихонских хайл:
— Товарищи!
Рабочими
и войсками Кантона
взят
Шанхай!

Революционному Шанхаю рукоплескали Ярославль, где выступал поэт, а также другие советские города, в которых возникло движение «Руки прочь от Китая!».

В те же годы на шанхайской сцене с успехом шла пьеса Сергея Третьякова «Рычи, Китай» — яркое революционное произведение, звавшее китайский народ к борьбе с империалистами.

Шанхай традиционно являлся центром культурной жизни страны. Здесь делало первые шаги китайское кино.

Шанхайская интеллигенция издавна питала глубокий интерес к России, к русской, а затем и к советской литературе. Одним из свидетельств этого может служить прошедший здесь симпозиум, посвященный творчеству Ф. М. Достоевского, собравший в Шанхай 120 литературоведов, переводчиков, журналистов из многих городов Китая.

На улице Юэлянлу, что неподалеку от консерватории, стоит скромный памятник Пушкину, кстати единственный в Китае. О судьбе этого памятника стоит рассказать особо. Установлен он был здесь в 1937 году по случаю 100-летия со дня гибели поэта, но вскоре был варварски разрушен японскими оккупантами, захватившими Шанхай.

Спустя 10 лет жители города — поклонники пушкинской поэзии — решили восстановить памятник. Активное участие в этом приняли советские граждане — работники консульства в Шанхае, журналисты во главе с корреспондентом ТАСС В. Н. Роговым. Они создали инициативную группу и избрали «Комитет по восстановлению памятника». Были собраны необходимые средства, и 10 февраля 1947 года в Шанхае состоялся митинг, посвященный предстоящему открытию памятника.

Памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину в Шанхае

Вспоминает один из организаторов этого митинга — Гэ Ихун, бывший в те годы активистом Общества культурных связей «СССР — Китай»:

«Две тысячи человек заполнили театр «Гуанхуа», где проходил митинг. На сцене среди живых цветов — портрет Пушкина, написанный шанхайскими художниками. Среди собравшихся — видные деятели литературы и искусства: Го Молю, Мао Дунь, Тянь Хань, Гэ Баоцюань… Здесь же советские граждане, проживающие в Шанхае. Китайские артисты исполняют отрывки из произведений поэта. В зале звучат взволнованные слова любви и признательности Пушкину. Многие из ораторов заканчивают свои выступления призывами к дальнейшему развитию культурных связей между Советским Союзом и Китаем, словами о дружбе между народами наших стран».

Обстановка в тот год в Шанхае была тревожна. Гоминьдановские войска предприняли очередное наступление на освобожденные красные районы, в городе царил белый террор. Поэтому для проведения такого митинга требовалось немалое гражданское мужество.

Памятник Пушкину был вновь установлен в Шанхае. Это показало, что шанхайцы не только с уважением относились к поэзии гения русской литературы, но и стремились к дружбе с советским народом.

После этого прошло всего два десятилетия, и Шанхай захлестнула «культурная революция». Тогда пострадало очень много культурных ценностей Китая; разрушен дом великого художника Сюй Бэйхуна, могила классика китайской живописи Ци Байши. Не избежал печальной участи и памятник великому русскому поэту. Он опять был уничтожен.

Но память о человеческом гении нельзя уничтожить. В 1987 году бронзовый Пушкин занял свое место на уютной шанхайской улице с поэтическим названием «Персиковая река», — под сенью столь близких сердцу поэта платанов.