В областном министерстве экологии продвигают программу раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). В перспективе, по словам чиновников, она коснется всех муниципальных образований. Пока лидируют в этом направлении Копейск и Южноуральск — с них и начнется реформа.
На переоборудование контейнерных площадок во дворах из регионального бюджета уже направлено 100 миллионов рублей — их распределили среди муниципалитетов с учетом потребностей, запросов и количества жителей. В образцово-показательный Южноуральск ушел трансферт в размере пяти миллионов.
— Областные деньги используем для покупки пластиковых контейнеров, а вот площадки для них оборудуем на собственные средства, — говорит глава Южноуральского городского округа Александр Лазарев. — В этом сезоне обновим половину, в следующем продолжим.
— Массово переделывать контейнерные площадки мы начали в августе, — пояснил директор выполняющего эту работу муниципального предприятия Андрей Лапаев. — Все 417 контейнеров закуплены, дожидаются своего часа «на бровке». Люди, кстати, стали интересоваться, когда до их дворов очередь дойдет. С новыми контейнерами выходили и казусы: жители пытались открывать крышки руками, а не педалью — к новому все-таки надо привыкнуть.
Вначале в регионе поговаривали о едином внешнем виде всех контейнерных площадок, некоем общем стандарте. Намерение окончательно не похоронено, но пока вопрос отдан на откуп муниципалитетам, например, в Южноуральске стали делать площадки с навесом. Определились и с цветовой гаммой: красная тара — для пластика и стекла, зеленая — для всего остального. Кстати, раздельный сбор бытовых отходов в городе практиковался и раньше, хотя, может, выглядело это менее эстетично — для пластиковых бутылок прежде устанавливали металлические сетки.
— Система сортировки и утилизации строится не на пустом месте, — рассказал представитель министерства экологии Виталий Безруков. — Есть мощности по переработке пластика, стекла, с утилизацией алюминиевых банок нет проблем, с картоном тоже все нормально. Но инфраструктура будет развиваться. На выходе региональный закон о раздельном сборе мусора.
Нормативные документы должны активизировать появление новых объектов такого бизнеса, что позволит выстроить полноценную технологическую цепочку сбора, сортировки и переработки мусора.
Жители Южноуральска, однако, подметили такую деталь: периодически интерес организаций, вывозивших отходы, ослабевал, и тогда мусор начинал копиться. Особо наблюдательные связали это с повышением расценок на продукты переработки и транспортные услуги. С подобной проблемой, напомним, в начале мусорной реформы столкнулись жители Челябинска: когда ТКО стали вывозить на новый полигон, за городскую черту, увеличилось транспортное плечо, и подрядчик решил, что по прежним тарифам ему это невыгодно. Учтет ли все эти нюансы новый региональный закон, покажет время.
Тем временем
Челябинцы начали оставлять мусор на капотах автомобилей, припаркованных у контейнерных площадок. Видео с покрытыми мусором иномарками во дворе по Университетской набережной, 105 накануне появилось в одной из челябинских групп «ВКонтакте». Как пояснили в пресс-службе регоператора по обращению с ТКО, оставленный у контейнерных площадок личный автотранспорт создает помехи спецмашинам и приводит к срыву графика вывоза ТКО, особенно по выходным. По всей видимости, это и вызывает недовольство местных жителей.
Однако есть вполне законные способы наведения порядка. По региональному закону об административных нарушениях владельцы припаркованного в неположенном месте транспорта могут быть оштрафованы на сумму до пяти тысяч рублей, должностные лица — до 30 тысяч, а юридические — до 200 тысяч. Сейчас разрабатывается единый региональный стандарт контейнерной площадки, в который среди прочих элементов включены и запрещающие дорожные знаки.