В СП указали, что на содержание региональных дорог в 2019 году приходилось почти в восемь раз меньше, чем на содержание дорог федерального значения

В Счетной палате объяснили плохое качество дорог в регионах

Описание Счетная палата (СП) предложила правительству РФ пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автодорог федерального значения, говорится в сообщении СП по итогам проверки использования бюджетных средств на содержание дорог за два прошедших года.

"Проверка показала, что в среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось 2,2 млн рублей. В то время как на содержание региональных дорог почти в 8 раз меньше — 288 тыс. рублей на 1 км. В целом на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности", — отмечается в распространенном сообщении.

По словам аудитора СП Валерия Богомолова, которого цитируют в сообщении, сложившаяся ситуация негативно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии региональной дорожной сети.

Счетная палата также предложила Минтрансу совместно с Росавтодором нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог. Во время проверки выяснилось, что сейчас такого законодательного закрепления критериев нет, равно как и отсутствует механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные средства на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. Закон устанавливает лишь общий денежный норматив, который применяется при формировании федерального бюджета. В результате в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива.

"В 2019 году наименьший объем бюджетных ассигнований по сравнению с нормативной потребностью из проверенных учреждений доведен до ФКУ Упрдор "Забайкалье" — 51%, наибольший — до ФКУ Упрдор "Прикамье" (91%)", — привел примеры Богомолов.

По данным Счетной палаты, Росавтодор при расчете бюджетных средств учитывал протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям правил классификации автодорог.

Более 44% российских региональных автодорог находятся в нормативном состоянии

Доля российских региональных автодорог, состояние которых считается нормативным, за 2018 и 2019 годы достигла 44,2%, говорится в сообщении СП по итогам проверки использования бюджетных средств на содержание дорог.

Этот показатель является одним из ключевых в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Так, к 2024 году он должен достичь 50,9%. Согласно утвержденному паспорту "дорожного" нацпроекта, доля региональных дорог в нормативном состоянии на 2019 год должна составлять не менее 44,1%, а к 2021 году достичь 45,8%.

"За последние два года доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7%. На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети. С региональными дорогами хуже — указанный показатель улучшился только на 1,1% — до 44,2%", — сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, слова которого приводятся в сообщении СП по итогам проверки.

Во время проверки специалисты также изучили закупки казенных учреждений Росавтодора и отметили крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети. "Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта. Выявлены многочисленные нарушения федерального закона № 44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие", — отметил Богомолов.

О нацпроекте

Нацпроект "Безопасные и качественные автодороги" охватывает 104 города, формирующих агломерации, в 83 субъектах РФ. К 2024 г. (по сравнению с 2017 г.) должна вырасти доля автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 43,1% до 50,9%, должна быть ликвидирована половина мест концентрации ДТП, вдвое — до 85% — увеличена доля протяженности дорог городских агломераций в нормативном состоянии, на 10% снижена доля федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки. Финансирование нацпроекта регионами за шесть лет превысит 4,139 трлн руб., из федерального бюджета будет выделено 440,9 млрд руб.