В Судаке 108-летний теплоход захотели сделать арт-объектом

Власти Судака поддержали идею реконструкции речного теплохода «Князь Багратион», простоявшего без движения более 20 лет в бухте Капсель на территории молодежного форума «Таврида-арт». Об этом «РГ» заявил глава городской администрации Игорь Степиков. Стрингеры и блогеры уже многие годы снимают видеозарисовки и фоторепортажи на заброшенном судне в окрестностях Судака. Местные жители непременно пересказывают заезжим туристам легенду, по которой «Багратион» использовался при съемках художественного фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984) в роли теплохода «Ласточка». Также известно, что он снимался в фильме «Чужая» (2010). По словам мэра Игоря Степикова, теплоход принадлежит местному жителю, с которым «будет найдено общее решение о сохранении «Князя Багратиона», чтобы он вписался в концепцию территории».

— Пускай он будет арт-объектом, его нужно как-то реставрировать, превратить, возможно, в музей, — допустил Степиков. — У арт-кластера «Таврида» креативные молодые руководители, и они найдут возможность сохранить этот объект — к примеру, в качестве экскурсионного, что будет только в помощь «Князю Багратиону».

Однако в пресс-службе арт-кластера «Таврида» от комментариев о проекте реконструкции теплохода отказались, отметив, что не располагают информацией «об интеграции судна в арт-парк резиденции «Таврида».

Ранее полушутя о судне как об арт-объекте высказался блогер и краевед из Судака Александр Кирьяков. В комментарии «РГ» он поприветствовал инициативу преображения корабля-призрака в арт-объект, но высказал мнение, что на месте «Князя Багратиона» было бы проще разместить его созданную с нуля копию.

— Ржавая насквозь развалина выглядит уходящей натурой, — отметил Кирьяков и риторически заметил: — Сколько ему еще стоять здесь на приморском пляже, разрушаться?.. Конечно, речная посудина из прошлого века перешита уже большей частью: множество новодела, пластика всякого, проржавели напрочь до состояния решета металлические детали обшивки, днище — дырявое. Несколько десятилетий штормов и соленого морского ветра сделали свое дело — и это добавило фактуры.

Блогер подчеркнул, что существующая пока еще на борту надпись «Князь Багратионъ» выполнена из приклеенных букв, которые в свою очередь созданы из крашенного пенопласта.

При этом краевед уверен, что в советское время с судна, когда его переименовали в «Память тов. Маркина», «было вынесено все, что имело хоть какую-то ценность и относилось к дореволюционным временам». В связи с этим он усомнился в том, что сохранившееся на борту теплохода пианино действительно было изготовлено до революции 1917 года, как гласит легенда.

Досье «РГ»

Теплоход «Князь Багратион», как и печально известный «Титаник», построили в 1912 году. Судно длиной 90 и шириной 12 метров считается единственным сохранившимся из первой серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, выпущенных в Российской Империи по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Всего было построено 11 судов для обслуживания ежедневной линии Нижний Новгород — Астрахань: наряду с «Багратионом» это теплоходы «Бородино», «Двенадцатый год», «Фельдмаршал Кутузов», «Цесаревич Алексей», «Царьград», «Король Альберт», «Великий князь Николай Николаевич», «Вадим Аршаулов», «Иоанн Грозный» и «Царь Михаил».

В 1919 году судно переименовали в «Память тов. Маркина» в честь погибшего годом ранее во время разведывательной операции революционера Николая Маркина.

В 1950-е годы теплоход капитально реконструировали. Он принадлежал Волжскому объединенному речному пароходству, был приписан к Астраханскому порту и до 1991 года работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, в том числе на линии Горький — Астрахань. В 1991 году все суда дореволюционной постройки были списаны.

Затем «Князь Багратион» продали частному лицу с Украины. Судовладелец перевез его в Крым. Несколько лет в начале 1990-х помещения теплохода использовали как ресторан. Затем судно отбуксировали к мысу Меганом, где оно находится по сей день.