В Томске открылся музей "Профессорская квартира"

В Томске открылся необычный музей: частный и узкотематический. Теперь во всех справочниках и путеводителях его можно будет найти под названием «Профессорская квартира».

В Томске открылся музей "Профессорская квартира"

Скажем сразу, место под музей его основатель и идеолог Илья Атапин выбрал идеально — на улице Кузнецова. Сама улица играет в истории Томска важную роль. Во-первых, она названа в честь выдающегося томского учёного-физика академика В.Д.Кузнецова. Во-вторых, здесь находится известнейший Дом со шпилем и несколько других построек стиля модерн, поэтому именно сюда ведут всякого приезжего для знакомства с архитектурой купеческого Томска конца 19 века. В-третьих, на этой улице жило много людей, оставивших добрый след в 400-летней истории города. Всего этого достаточно, чтобы основать музей, посвященный тем людям, кто на ней, собственно, и жил.

Итак, Кузнецова, 30. Добротный особняк с крепкой широкой деревянной лестницей в подъезде и массивной дверью в трехкомнатную квартиру.

— Лестница старая, сохранилась со времен постройки, ее не коснулся ни один ремонт в этом доме, — комментирует Илья и проводит нас в то место этого изящного и одновременно крепкого здания, где воплотилась его мечта.

Высокие потолки, белоснежные шторы, шпингалеты на окнах, выключатели света — даже новые вещи выдержаны в стилистике дома и передают идеологию музея. Одна из его главных особенностей — открытость экспонатов. Подсвечник можно разглядеть под лупой, на оттоманку присесть, пенсне, точь-в-точь как у Антона Павловича, примерить.

— Когда я задумался о музее, я сразу сформулировал для себя главный посыл: любую вещь в нем можно будет взять в руки. На мой взгляд, иначе невозможно прикоснуться к истории, ощутить время, его быстротечность. Я понимаю тех, кто ставит витрины и старается сохранить экспонаты. Но сам я не буду переживать, если один из предметов моей коллекции сломается. Я найду, чем его заменить, — говорит Илья.

Он затруднился с ответом на вопрос — сколько же всего уникальных вещей можно увидеть в «Профессорской квартире». По самым приблизительным подсчетам — не менее тысячи. Собирались они на протяжении 20 лет. Это были покупки на вещевых рынках в России и Европе, приобретения из частных коллекций, подарки друзей. Илья затрудняется сказать, какой же из предметов ему особенно дорог.

— Мне очень симпатичен этот настенный календарь 1909 года. Листать его — одно удовольствие. Рецепты приготовления еды, полезные советы для домохозяек, гороскопы — самодостаточное, можно сказать, чтиво, — рассказывает собеседник. — А вот полочки из бамбука с подставкой из Кузнецовского фарфора. Такие вещицы домашнего интерьера стали в России особенно популярны после русско-японской войны. Интересны фотографии эпохи начала века. Далеко не все они подписаны, и я думаю, поиск людей, на них изображенных, мог бы стать темой курсовых работ для студентов исторического факультета государственного университета. Вот здесь, например, по форме видно, что запечатлен студент Томской мужской гимназии. А на другой фотографии этот же парень, только уже студент вуза.

Мое внимание привлек простенький пейзаж: дом, пристроенный вход с открытыми дверями и кое-где выбитыми стеклами. Мрачно. Реалистично. Оказалось, что это работа Августы Степановны Капустиной, в девичестве Поповой, родной сестры всемирно известного изобретателя радио Александра Попова. В период с 1881 по 1890 годы она училась в Императорской Академии художеств у Репина. Окончила ее с серебряной медалью и званием неклассного художника. В 1890 году приехала в Томск вместе с мужем — профессором университета Ф. Я. Капустиным. В историю Томска эта женщина вошла как инициатор открытия периодических выставок томских художников, первая из которых состоялась в 1908 — 1909 годах. В марте 1909 года Августа Степановна стала одним из учредителей Томского общества любителей художеств.

Перекрестки судьбы — на которые так богат Томск.

С первого взгляда кажется, что в музее не так много экспонатов, но их связь с внешним миром, первыми владельцами выстраивает такую бесконечную повествовательную нить, что информационное пространство музея расширяется прямо на глазах.

На отдельно стоящей полке — оригинальная бутылочка известнейшей парфюмерной фирмы в России «Брокар и Ко». К празднованию 300-летия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом. Спустя годы этот аромат получил название «Красная Москва», и был известен миллионам женщин Советского Союза. Будете в музее — откройте и понюхайте. Помните, здесь все разрешается, и сразу вспомнятся свои ассоциации с этим восхитительным букетом.

Музей стал популярен еще до своего открытия. Только узнав о том, что такое уникальное место появилось в Томске, люди стали приносить свои исторические вещи, в надежде, что и им найдется место на небольшом, но вместительном пространстве.

Илья Атапин — новосибирец. И конечно, планировал открыть музей в своем родном городе. Но не смог найти дома, в котором воплотилась бы мечта. Для покупки не было ничего подходящего, а плата за аренду была неоправданно высокой. Томск, известный мощной научной школой, подходил как нельзя лучше. И, как часто бывает, когда долго и упорно работаешь над какой-то одной определенной темой, то все начинает складываться само собой. Так и в этом случае — нашелся вариант с квартирой, идеально подходящей под задумку Ильи. Теперь Илья по несколько раз в неделю курсирует между двумя городами, перевозя вещи и материализуя свои идеи.

По образованию медик. По роду деятельности — руководитель службы охраны в одной из фирм. По призванию — хранитель исторических реликвий. Жизнь намного богаче и разнообразнее, чем мы о ней думаем. Главное, уметь слушать себя и верить в свою мечту.