Национальная иделогия противодействия экстремизму, насилию и сепаратизмуПредложены изменения в Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Кого считать экстремистом? Названы ли враги России своими именами?Противостоять враждебной идеологии можно только с помощью альтернативной идеологии. С идеями результативно можно бороться только контридеями. Пока наша Конституция в статье 13 продолжает настаивать, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (пункт 2), единственным орудием противостояния идеологиям насилия, экстремизма и сепаратизма является репрессивный аппарат. Но результативность репрессий может быть эффективна лишь против экстремистских действий. Экстремистские действия есть видимые плоды экстремистских идеологий. Идеи, как корни, останутся в народной почве необезвреженными и обязательно вновь прорастут экстремистскими действиями.Единственной идеологической частью в Конституции является пункт 5 статьи 13, гдезапрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.Собственно, развитию этого пункта Конституции и посвящена вся Стратегия противодействия экстремизму. Чего явно недостаточно для победы.

Что же такое идеология?

Идеологию можно сравнить с иммунитетом. С историческим иммунитетом, который оказывает определённую идейную сопротивляемость чужеродным влияниям. Идеология в определённом смысле есть общественный гомеостаз. Поддержание динамического равновесия, общественной саморегуляции при сохранении самовоспроизводства и борьбы с инородными телами.Идеология – это набор мировоззренческих установок, которые исповедуются обществом, исторически отделившимся от своих соседей, и которые являются для него критериями истины, своего взгляда на мир. Эти мировоззренческие представления становятся общественными идеалами, которые культивируются и защищаются государством. Защита от экстремизма, собственно, и есть противодействие всем тем идеологиям, которые отрицают за вашим обществом какую-либо ценность. В этом смысле идеологическую борьбу можно назвать конкурентной цивилизационной борьбой.Есть ли у нас сегодня стройная система взглядов, отражающая отношение России как государства и нации, как общества, к окружающему миру, в том числе и как к миру идей?Как это ни печально, но постсоветское общество идеологически почти безоружно. Мы всё так и не ответили на вопросы, кто мы и какое общество строим.А ведь любая общественная кооперация подразумевает взаимодействие и развитие человеческих представлений, желаний, чувств в одном каком-то направлении.Власть в обществах, собственно, для того и нужна, чтобы являться направляющей и оберегающей силой этого психологического родства, называемого народом. Излюбленные, естественные, традиционные для этого народа поведенческие установки и являются сутью, скрепами того единства, которое мы наблюдаем в государстве.Идеология в государстве кодифицирует, возводит в ранг общественных ценностей те мировоззренческие идеалы, на которых был выстроен мир, где живёт тот или иной народ.Власть создаёт в обществе определённый правопорядок, приводя разнообразные личные желания членов общества к подчинению определённым общеобязательным и общепонятным нормам поведения, поскольку способна к принуждению.Идеология же отвечает за определённый миропорядок, приводя с помощью нравственно-воспитательных, идеократических требований личные устремления к согласию с общепризнанными ценностями и традиционным мировоззрением в обществе.Воспитательная функция идеологии способствует национальной солидарности даже в случае, когда следование предписаниям закона связано с определёнными личными ограничениями.Идеология – область сознания, традиций и ценностей.Государство появляется как высший этап развития общества для охраны внутриобщественной свободы и порядка.Идеология – как высший этап осознания обществом самого себя, как мировоззренческий институт, стоящий на страже идеалов. Армия, министерство внутренних дел и спецслужбы отстаивают суверенитет страны средствами физического противодействия, идеология защищает суверенитет в области мировоззренческой, в области, недоступной физическому воздействию.Идеология есть совокупность мировоззренческих норм – с одной стороны, принятых, традиционных, поощряемых, пропагандируемых в обществе, а с другой стороны – накладывающих определённые мировоззренческие ограничения на внешнюю свободу лиц в обществе.Национальная иделогия противодействия экстремизму, насилию и сепаратизмуВласть в обществе, собственно, для того и нужна, чтобы являться направляющей и оберегающей силой этого психологического родства, называемого народом. Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва» Идеология соединяет невидимыми мировоззренческими нитями общественные единицы в единую гражданскую силу. В конечном итоге идеология должна помогать каждому гражданину сформировать его национальную и политическую идентичность.

Национальная идеология есть рационализация бессознательных идей, чувств, врождённых представлений, стереотипов мировосприятия, свойственных психологическому портрету нации.Собственно, вопросы идеологии должны предшествовать выяснению угроз безопасности России. Но у нас дело идёт от обратного.

Угрозы безопасности России

В новой редакции Стратегии используется несколько новых понятий: «идеология насилия», «радикализм», «экстремистская идеология», «проявления экстремизма (экстремистские проявления)», «сепаратистские проявления (сепаратизм)» и «пропаганда экстремизма».Термины вроде бы правильные, но отдающие какой-то филологической схоластикой и отсутствием конкретного наполнения. После прочтения Стратегии появляется множество вопросов, на которые проштудированный текст не даёт внятных ответов.Например, какие конкретно идеологии в России будут признаны проповедующими насилие? Какие из них наиболее опасны сегодня? Чем отличается радикализм от экстремизма?Левый радикализм – это экстремизм или социальный протест? Либеральная шоковая терапия – это проявление радикализма или часть рыночной стратегии? Призыв перевести национальный язык на латинский алфавит – это ещё пропаганда культурной автономии или уже сепаратистское проявление?В документе констатируется, что в России «наблюдается тенденция дальнейшей радикализации отдельных групп населения и обострения внешних и внутренних экстремистских угроз», которые поддерживаются и стимулируются «рядом государств, в том числе через иностранные или международные неправительственные организации». Это всё в стиле «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет».Что это за отдельные группы населения? Какие государства и организации их поддерживают? Стратегия – это прежде всего определение противника, реального или потенциального, и план нанесения ему поражения. Как можно нанести поражение «тенденции дальнейшей радикализации отдельных групп населения»? Если это исламизм, оппозиционные иноагенты или национал-сепаратисты, то так и напишите. Дайте каждой группе характеристику. Оцените степень опасности. Сформулируйте, как мы будем им противостоять.И самый главный вопрос: а что мы-то защищаем? Каковы наши ценности: религиозные, государственные, национальные, культурные? И тогда всё вышеперечисленное сразу встанет на свои места. Где они прописаны? Где наш «символ веры»?Определитесь прежде с вопросом «кто мы?» – и тогда все, кто посягает на это «мы», и будут экстремистами, радикалами и сепаратистами.Кому угрожает «формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов» из мигрантов? Вероятнее всего, народам, имеющим своей единственной Родиной нашу страну.Национальная иделогия противодействия экстремизму, насилию и сепаратизмуНадо говорить о нашей во многом неправильной миграционной политике. Фото: Пётр Ковалёв / ТАСС Кому опасны участившиеся «случаи вовлечения в ряды экстремистских структур несовершеннолетних лиц»? Речь идёт явно про «навальнистские» протесты. Конечно, они враждебны существующей власти, так как хотят привести наверх свою альтернативную… оппозиционную власть.Если уточнены очаги терроризма «прежде всего в регионе Ближнего Востока и Северной Африки» и выяснена нежелательность идеологической ориентированности «выпускников зарубежных теологических центров, проповедующих исключительность таких религиозных течений и насильственные методы их распространения», тогда надо и говорить о реальных исламистских организациях и их идеологических установках. Надо уточнять, в чём исламисты представляют для нас угрозу и почему борются с нами.Если эти угрозы подпитываются «неблагоприятной миграционной ситуацией», тогда надо и говорить о нашей во многом неправильной миграционной политике. А не стыдливо убирать из документа фразу о том, что миграция нарушает «сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения» (предыдущая редакция).Нарушает? Да, ещё как нарушает. Часто, идя по улице, не совсем понимаешь, в той ли ты стране находишься, в которой родился и вырос. Так этноконфессионально неузнаваемо изменился окружающий мир из-за миграционного наплыва. Разве это не реальная угроза безопасности России?Интересно, что из новой редакции текста, говорящей о радикализации, убрана часть про организации «футбольных болельщиков», но зато опасность распространения радикализма расширена до спортивной среды в целом. Также в текст вставлена новая новелла о том, как «специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодёжь». Что отражает реальную действительность. Если радикализируются спортсмены, значит, что-то не так с молодёжной политикой.Самый странный и непонятный пассаж в поправках, говорящий про какую-то «социальную исключённость» и «пространственную сегрегацию». Неужели это про мигрантов, кто-то у нас исключает и сегрегирует их? Не замечал, от слова «некогда».В тексте Стратегии, к сожалению, много бюрократической воды, а не конкретных практических формулировок. Целевые показатели Стратегии очень похожи на палочную систему. Всё будет оцениваться по динамике изменений. То есть чем «лучше» будут действовать, тем меньшие цифры должны быть в отчётности. Будет ли это отражать реально происходящие процессы? Конечно нет. Бравая «отчётность» всё дело борьбы с экстремизмом и погубит.В заключение лишь повторюсь, что пока мы не сформулируем, что мы за общество, свои идеологические принципы и самобытные отличия, борьба с любыми нашими врагами будет вялой, ведущейся на ощупь, незрячей.