Телемедицина открыла новые возможности для пациентов

На «осмотр» пациента пришли сразу четыре врача. Уже во второй раз, чтобы разобраться с особенностями обнаруженной у него пневмонии. При этом пациент оставался дома в собственной постели, а врачи — в больнице.

Телемедицина открыла новые возможности для пациентов

Вот такая она — телемедицина. Корреспондент «Российской газеты» побывала на сеансе дистанционного медицинского консультирования.

Центр телемедицины, созданный на базе Иркутской областной клинической больницы полгода назад, стал более чем востребован в условиях коронавирусной эпидемии. Благодаря ему пациенты из глубинки могут получить консультации самых опытных экспертов профильных федеральных центров.

Что представляет себе человек, впервые услышав про центр телемедицины? Скорее всего, нечто совершенно космическое и суперсовременное. На самом деле, это небольшой кабинет, больше всего напоминающий аудиторию-практикум: столы, стулья, а вместо доски — огромный монитор.

— Доброго дня, Анна Ивановна, — обращается Юлия Бахарева, заведующая центром, к коллеге из района. — Все у вас готово? Сделали МСКТ (мультиспиральная компьютерная томография — ред.)? Отправляйте картинки! Обратная связь через полчаса. Отбой.

Юлия Александровна — опытнейший анестезиолог-реаниматолог и доктор наук. Она может сходу оценить, насколько сложна та или иная ситуация, каких специалистов необходимо пригласить на консилиум и какие исследования нужно провести, чтобы у консультантов имелись вводные для эффективной работы. Решения она принимает в несколько секунд, минуты уходят на рассылку приглашений коллегам — и вот уже в кабинете становится тесновато: к пациенту с внебольничной пневмонией из района пришли сразу четыре врача. На большом мониторе развернули «картинки» с легкими во всех проекциях, на маленьком (который не сразу и увидишь) — историю болезни и еще какие-то документы. И стали тихо переговариваться, сравнивать, помечая что-то на своих листках.

— В связи с распространением COVID-19 пневмонии вызывают настороженность врачей, — поясняет Юлия Бахарева. — Количество обращений по этому поводу возросло. Каждый день пять-шесть районных больниц консультируем.

— Далеко не во всех ЦРБ есть специалисты узкого профиля. И хорошо, что внедрены телекоммуникации, все снимки можно посмотреть, а если надо, то по видеосвязи и пациента увидеть, пообщаться напрямую с лечащим врачом, — добавляет врач-пульмонолог областной больницы Ольга Тигунцева.

Из-за сегодняшнего пациента консилиум собрали во второй раз. И если неделю назад он был очень тяжел — наблюдалась достаточно серьезная дыхательная недостаточность — то в этот раз пульмонологи остались довольны. Пневмония оказалась не ковидной, больной пошел на поправку.

— Мы не ограничиваемся единственной консультацией и корректировкой лечения, — подтверждает главный пульмонолог области, доктор медицинских наук Ирина Трофименко. — Обязательно просим коллег из районов предоставить данные контрольных обследований, смотрим, как меняется состояние больного. Если требуется, назначаем дополнительное лечение.

— В центре круглосуточно дежурит диспетчер, который принимает и систематизирует информацию, поступающую из ЦРБ, — поделилась Юлия Бахарева в паузе между консультациями. — В экстренных случаях консультация может быть организована в течение получаса. Мы готовим информацию, если это необходимо, запрашиваем дополнительные данные — снимки, анализы, и оперативно созываем консилиум ведущих специалистов больницы.

Чаще всего, по словам заведующей центра, районные больницы обращаются за консультациями по вопросам ведения пациентов неврологического, кардиологического и нефрологического профилей. Где-то не хватает специалистов, где-то — опыта лечения тяжелых больных, а иногда и необходимого оборудования.

За время существования центра телемедицины, с октября 2019 года, было проведено более 450 консультаций. А в среднем в день в областную больницу поступает около 20 запросов, причем в круглосуточном режиме и без выходных.

Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.