В Госдуме рассказали, как Transparency International составляет рейтинг «коррумпированности»

По итогам 2018 года Россия потеряла три строчки в Индексе восприятия коррупции, ежегодно составляемом международной неправительственной организацией Transparency International. РФ оказалась на 138-м месте из 180 — на одном уровне с Гвинеей, Ираном, Ливаном, Мексикой и Папуа-Новой Гвинеей.

Однако, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, доверять рейтингу Transparency International нельзя в силу его необъективности.

«Приведу такой пример. Не так давно мы были на международном форуме «Парламентарии мира против коррупции», делились опытом законодательной и правоприменительной практики в этой сфере.

После моего доклада ко мне подходили коллеги из других стран, спрашивали, как мы имплементируем Конвенцию ООН против коррупции и другие международные акты, как работаем в рамках ГРЕКО и так далее. Тогда у меня сложилось впечатление, что в вопросах борьбы с коррупцией Россия обогнала многие европейские страны, не говоря об африканских, с которыми нас так любит сравнивать Transparency International», — рассказал Анатолий Выборный в интервью Федеральному агентству новостей.

Он отметил, что на том же самом форуме были представители Transparency International.

«Мы подошли к ним и задали вопрос, почему в их Индексе восприятия коррупции Россия находится на одной строчке с Гондурасом? И это несмотря на то, что в РФ достаточно развито антикоррупционное законодательство, введены новые институты, которые ранее были неизвестны нашему праву — например, снятие с должности в связи с утратой доверия, не говоря уже о максимальной открытости органов власти, институте «одного окна», усилении карательных функций государства и других мерах против коррупции…

Мы просили представителей Transparency International объяснить, почему они ставят Россию на одну ступень с Гондурасом, и получили прямой ответ, что их не интересует, что Россия делает для борьбы с коррупцией у себя внутри. «Нам важно, как мы воспринимаем Россию извне», — ответили мне составители якобы непредвзятого рейтинга «коррумпированности» стран», — рассказал Анатолий Выборный.

В Госдуме рассказали, как Transparency International составляет рейтинг «коррумпированности»

Он подчеркнул, что этот ответ удивил не только его, но и парламентариев из других стран, которые в тот момент находились рядом.

«То есть доверия к их рейтингу быть не может в силу его необъективности. Но есть другие международные мониторинговые организации, работу которых мы уважаем. Например, ГРЕКО («Группа государств по борьбе с коррупцией»), которая изучает, как международные антикоррупционные нормы имплементируются в национальные законодательства стран.

Эксперты ГРЕКО, имеющие академическое образование и практический опыт, приезжают в разные страны для изучения их опыта противодействия коррупции. Их работа мне понятна, в отличие от Transparency International. Она конкретна, проверяема, объективна», — объяснил зампредседателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Выборный подчеркнул, что Россия выполняет рекомендации, которые дают эксперты ГРЕКО, если они не противоречат российскому законодательству.

«В частности, были внесены изменения в закон о политических партиях, введена дифференцированная ответственность депутатов Госдумы и сенаторов и другие нормы», — заметил парламентарий.

В заключение он добавил, что России необходимо развивать свои институты, которые бы занимались составлением национальных рейтингов, и заботиться о том, чтобы они были объективны.

В Госдуме рассказали, как Transparency International составляет рейтинг «коррумпированности»

Напомним, ранее в интервью ФАН первый зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев назвал две причины не доверять Индексу восприятия коррупции Transparency International.

Также ФАН публиковал расследование, в котором рассказывается, как американская исследовательская компания Edelman, ежегодно составляющая «рейтинг доверия» жителей разных стран к властям и общественным организациям, проводит исследования на средства заказчиков.