Ушел из жизни строитель Театра

Ушел из жизни один из лучших театральных менеджеров страны Михаил Сафронов — генеральный директор знаменитого Свердловского театра музыкальной комедии. Он умер скоропостижно, во время служебной командировки в Москву, совсем недавно отметив свое 70-летие.

Ушел из жизни строитель Театра

Он из прирожденных строителей Театра с большой буквы — такие становятся мотором любого дела в искусстве. Они наделены талантом все вокруг оживлять, обновлять и одухотворять, вселять в окружающее энергию, неустанно генерировать идеи и стягивать к себе все новые таланты, без которых никакого театра нет. Не случайно под его крылом возникло в Свердловске-Екатеринбурге феноменальное, для России даже уникальное явление — творческий коллектив, успешно совместивший два обычно враждующих типа театра: театр режиссерский и театр интендантский. Он не раз высказывал убеждение, что только в союзе главного режиссера с директором-менеджером театр способен хранить верность своим традициям и при этом всегда быть на передовой жанра, всегда экспериментировать, всегда удивлять зрителей новизной и молодостью. И всегда говорил, что его главная задача — создать условия для свободного творчества режиссеру, дирижеру, художникам, актерам. Ему это удивительным образом удавалось: Свердловская музкомедия была и остается театром-домом, которым гордится его коллектив, его город и у которого репутация одного из ведущих в стране.

За всю ее 85-летнюю историю в театре сменились только три художественных руководителя. Ее «третий этап» — творческий союз директора Михаила Сафронова и главного режиссера Кирилла Стрежнева, продолжавшийся ровно два десятилетия, дал стране множество великолепных спектаклей, придуманных, написанных и поставленных здесь, в этом театре, созданных с нуля, часто по идее генерального директора. Среди них увенчанные «Золотыми масками» «Мертвые души», «Екатерина Великая», «Силиконовая дура», «Ночь открытых дверей», «Яма», «Декабристы», «Белая гвардия», «Храни меня, любимая»…

Он был преданным и очень активным участником российской театральной жизни. Возглавлял Свердловское отделение Союза театральных деятелей РФ и Ассоциацию театров Урала, был секретарем СТД России, членом правления Ассоциации музыкальных театров России и Гильдии театральных менеджеров РФ. Инициатором принципиально новых форм театральных праздников — так, каждый юбилей любимого театра он отмечал международными слетами собратьев по искусству, работали «круглые столы» по проблемам музыкальных жанров, проходили фестивали и мастер-классы, устанавливались творческие связи и генерировались новые творческие идеи. Он был инициатором Конкурсов молодых артистов оперетты и мюзикла имени Владимира Курочкина, которые проходят в Екатеринбурге каждые два года. При нем Театр музкомедии выпустил более 80 ярких премьер, из них 12 мировых и 5 сыгранных впервые в России — как, например, первая в нашей стране постановка классической оперетты Гилберта и Салливана «Микадо» и мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита». При нем театр постоянно расширял горизонты жанра, включая в свою орбиту и комическую оперу, и модернизированного Моцарта, и современный танец, конкурсы которого «На грани» ежегодно проходят в стенах Свердловской музкомедии. Благодаря его энергии театр стал настоящим комбинатом искусств, включающим не только жанры оперетты и мюзикла, но и варьете, и ансамбль народных инструментов «Изумруд», и знаменитый Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, и успешно работающую Детскую студию. Он всегда умел находить общий язык с руководством города — в результате несколько лет назад на площадке бывшего кинотеатра «Совкино» возникла уютная Новая сцена Театра музкомедии, где идут камерные музыкальные спектакли и шоу.

Михаил Сафронов был деловым человеком романтической закваски — он крепко верил в то, что культура — жизнеобразующая категория, от нее зависит в стране все: наука, развитие техники, экономика, качество самой жизни. И его искренне тревожило, что культура у нас сегодня никак не может пробиться в число национальных приоритетов: «Это беда — ведь от нее зависит и наше настоящее, и наше будущее». Он часто был гостем нашей газеты, театр украшал своим участием ее юбилеи, и это Михаил Сафронов торжественно вручил нам от имени «легкого жанра» серебристую мантию и цилиндр с логотипом «РГ» — без них теперь не обходится ни один фестиваль «Российской газеты» «Дубль дв@», в программах которого участвовали и получали призы спектакли Свердловской музкомедии.

Он был редкостно живым, отзывчивым, неравнодушным человеком, абсолютно свободным от любой спеси и чиновничьего зазнайства — веселым, остроумным, изобретательным, хлебосольным, умевшим дружить, искренне влюбленным в общее дело и отдававшим ему себя без остатка. Он был личностью, без которой уже трудно представить себе этот замечательный театр, этот замечательный город и это замечательное, жизнеутверждающее искусство. Память о Михаиле Сафронове будет долгой и благодарной.

Справка «РГ»

Михаил Вячеславович Сафронов коренной уралец — родился в городе Ирбите Свердловской области. Окончил Белорусский Государственный театрально-художественный институт по специальности «Режиссер театра» (Минск) и Высшую школу деятелей сценического искусства по специальности «Менеджер театра высшей квалификации» (РАТИ, Москва). Был директором Свердловского Театра юных зрителей и Свердловского академического театра драмы. Свердловскую музкомедию возглавил в 1999 году. Награжден Орденом Почета России, орденами «За заслуги перед Свердловской областью», званием Заслуженного работника культуры РФ.